Сухим остатком истории с инициированными ныне экс-президентом Латвии Валдисом Затлерсом роспуском Сейма и референдумом является возникновение новой политической силы - Партии реформ Затлерса (ПЗР), считает глава социологической службы Latvijas fakti Айгар Фрейманис. Создание ПЗР напоминает события 9-летней давности, когда на политическую арену вышел Репше, создавший партию "Новое время", заявил сегодня, 25 июля, Фрейманис корреспонденту ИА REGNUM.

Итоги прошедшего 23 июля референдума, в ходе которого около 95% проголосовавших высказались за роспуск Сейма, Фрейманис считает закономерными, учитывая, что никто из представленных в парламенте партий не агитировал против роспуска, а две силы - правящее "Единство" и оппозиционное объединение "Все - Латвии!"-ТБ/ДННЛ - агитировали "за". Но если действия ВЛ-ТБ/ДННЛ можно объяснить расчетом, то позиция и поведение "Единства" выглядят, по меньшей мере, странно, отметил Фрейманис.

"Это что-то из ряда вон выходящее, когда крупнейшая фракция Сейма, премьерская партия агитирует за роспуск парламента, платит за видеоролики соответствующего содержания, т.е. занимается изощренным самоистязанием", - сказал эксперт.

По его мнению, таким образом, "Единство" пыталось "подстроиться под популистскую струю, пущенную Затлерсом". "Но у них это не получилось. "Единство" просчиталось. Волна популизма смыла накапливавшийся "Единством" годами капитал политического доверия к силе, которая способна принимать непопулярные решения рази выхода из кризиса", - подчеркнул Фрейманис.

Объясняя подавляющее преобладание сторонников роспуска парламента среди проголосовавших на референдуме, Фрейманис предположил, что большинство из тех, кто мог бы проголосовать против остались дома, поскольку не видели смысла протестовать - организация, судьба которой решалась по существу уже самораспустилась. Это касается и Сейма в целом, поскольку уже через час после инициативы Затлерса по роспуску парламента 28 мая среди депутатов возобладали чемоданные настроения, и партии, против которой было направлено острие президентской критики. Народная партия, которую возглавляет один из трех названных Затлерсом "олигархов" Андрис Шкеле, уже заявила о самоликвидации, а у второго "олигарха" Айнара Шлесрса (ЛПП/"Латвийский путь") определенно возникнут проблемы с преодолением 5-процентного барьера на предстоящих выборах (Народная партия и ЛПП/ЛП в Х Сейме составляли объединение "За хорошую Латвию!" - ИА REGNUM), пояснил Фрейманис.

В то же время его удивила мотивация тех, кто голосовал за роспуск Сейма, а на выходе с избирательных участков утверждали, что вряд ли что-то изменится. Во всем происходящем Фрейманис видит попытку популистским образом как-то взбудоражить общество, сухим остатком которой явилось возникновение новой партии. "Партия, которая появилась из дворца - из президентского замка. Избирателям как бы дан шанс проголосовать как бы за совершенно новую политическую силу", - иронизирует Фрейманис, которому все происходящее напоминает события 9-летней давности, когда покидавший пост президента Банка Латвии Эйнар Репше также пошел походом на коррупцию и "олигархов".

"Очень интересно в этом смысле наблюдать за поведением политических серфингистов - людей переходящих из партии в партию в поисках волны повыше. Например, Клавс Олштейнс, который перебежал из "Единства" в Партию реформ Затлерса, отвечая на вопрос, почему он ушел из "Единства" ответил, что ему не в чем упрекнуть своих бывших коллег, но моральная планка у Затлерса выше. Во всем этом много слабо прикрытого цинизма", - подытожил Фрейманис.