"Решение вопросов восстановления полноценного железнодорожного сообщения через Приднестровье, ряда других конкретных задач, важно для населения обоих берегов Днестра", - заявил 20 июля на брифинге в Москве официальный представитель МИД России Александр Лукашевич, комментируя встречу министра иностранных дел ПМР Владимира Ястребчака с вице-премьером Молдавии Евгением Карповым 12 июля, передает корреспондент ИА REGNUM. По словам Лукашевича, решение этих вопросов способствует восстановлению доверия и стабильности. "Важно, чтобы эти предварительные договоренности получили форму конкретных практических шагов, идущих на встречу друг другу", - заявил он.

Отвечая на вопрос ИА REGNUM о том, как часто Россия как посредник и гарант урегулирования Приднестровского конфликта призывает Молдавию и Украину строго выполнять подписанный ими Московский меморандум от 8 мая 1997 года, по которому Приднестровье получило международно-признанное право на свободные внешние коммуникации и внешнеэкономическую деятельность, Лукашевич отметил: "Договоренность о режиме участия Приднестровья во внешнеэкономической деятельности определяется тем, что Молдавия в ходе переговоров с ВТО заявила о том, что вступает в организацию как единое экономическое пространство. При этом были сделаны ссылки на Московский меморандум об основах нормализации отношения между Молдавией и Приднестровьем от 8 мая 1997 года, а также на отдельные соглашения по таможенным вопросам. Отступление от выработанного тогда режима, оформленное в ряде законодательных актов Молдавии, и её договоренности с Украиной о соответствующих правилах контроля за прохождением приднестровской продукции чрез границу, которые были объявлены в конце 2005 года, действительно, на первом этапе носили жёсткий и по сути блокадный характер ограничителей", - заявил он.

Лукашевич отметил, что принципиальная позиция, которую заняла Россия как посредник и гарант урегулирования по этим вопросам, "способствовала тому, что были исключены попытки распространить в одностороннем порядке юрисдикцию Молдавии на Приднестровье в экономических вопросах, в условиях неурегулированности политического кризиса". "В результате, несмотря на изменившийся режим таможенного контроля, приднестровские предприятия сохранили выход на внешние рынки и возможность участвовать в международной внешнеэкономической деятельности (но уже не в качестве приднестровских, как то определял Меморандум, а в качестве молдавских хозяйствующих субъектов - прим. ИА REGNUM). Дальнейшее урегулирование этого режима является предметом экспертных консультаций молдавской и приднестровской сторон в рамках выработки мер доверия, хотя заметного прогресса пока не отмечается", - заявил Лукашевич.

Официальный представитель МИД отметил, что Россия будет способствовать выходу на нужные договоренности сторон, чтобы развязать эту проблему.

Справка ИА REGNUM: Результатом введенных 3 марта 2006 года Молдавией и Украиной при поддержке Европейского союза и действующих до сих пор правил прохождения грузов через молдавско-украинскую границу стала экономическая и железнодорожная блокада Приднестровской Молдавской Республики. По итогам состоявшихся 24 августа и 1 октября 2010 года на стадионе "Шериф" неформальных встреч молдавского премьера Владимира Филата и президента ПМР Игоря Смирнова стороны достигли ряда договоренностей, в частности, по частичному снятию введенной в период нахождения у власти в Молдавии коммунистов железнодорожной блокады Приднестровья и восстановлению прерванной так же в период правления Владимира Воронина телефонной связи между берегами Днестра. Однако молдавская сторона так и не выполнила взятые на себя обязательства, и, кроме возобновления движения пассажирского дизель-поезда Кишинев-Одесса через территорию ПМР, заявленные меры до сих пор так и не вступили в силу. 8 июля 2011 года Смирнов и Филат провели очередную неформальную встречу на стадионе "Шериф" в Тирасполе, где снова обсудили вопросы связанные с возобновлением грузовых железнодорожных перевозок и восстановлением телефонной связи между Приднестровьем и Республикой Молдова.