Первая встреча в рамках диалога "власть - Армянский национальный конгресс" по сути ничего не принесла. Этого, в принципе, никто и не ожидал, поскольку к этой встрече стороны пришли с диаметрально противоположными позициями. Президент Серж Саргсян в ходе выступления в ПАСЕ однозначно сказал - внеочередных выборов не будет. А АНК продолжает утверждать, что в первую очередь он будет обсуждать только этот вопрос. А что здесь обсуждать? Сказано, что не будет. Тогда к чему весь этот театр?

Все дело в том, что бессодержательный диалог, но в формате переговоров, призван решить ряд иных задач, никак не связанных с сутью диалога, внеочередными выборами и, тем паче, с решением каких-либо социально-экономических задач в стране. Для АНК в первую очередь он является инструментом поддержания интереса электората к себе в рамках очередной "борьбы" с "бандитским" режимом. Не случайно, что АНК дал властям время до сентября. В любом случае, о чем бы группы "мира" не говорили между собой, в сентябре-октябре АНК выйдет из переговоров, поскольку эта форма потеряет актуальность в результате активизации предвыборных процессов. Тогда тем для "борьбы" инициировать не надо - находящийся на взводе электорат примет всякую борьбу с ветряными мельницами за попытку спасения человечества.

Властям этот диалог нужен, прежде всего, в качестве альтернативы радикальным уличным акциям АНК, что формирует положительный имидж власти и политического поля в целом перед западным миром. В связи с этим, суть переговоров не важна - в его рамках можно обсуждать все, что угодно. Даже вопрос о досрочных парламентских или президентских выборах до 2050 года. Все это лежит на поверхности. Но есть и другое измерение этого псевдодиалога.

Многие люди якобы с внутренней культурой (но почему-то занимающиеся политикой) твердят, что нельзя утверждать о шкурности позиций той или иной стороны, поскольку тем самым мы мешаем формированию политической культуры в нашем обществе. Между тем, как утверждал некогда внешне культурный и беспредельно циничный политик - нет вечных врагов и нет вечных друзей, есть вечные интересы. Было бы глупо полагать, что политическую классику опровергнут в Армении в 2011 году. Нет вечного "бандитского" режима, нет вечной "оголтелой" оппозиции, а есть электоральные интересы.

Для АНК задачей номер один в настоящем является сохранение себя в каком-либо формате до 2018 года, когда в Армении состоится смена президента. В этой стратегии есть два ключевых момента: оказаться в парламенте двух следующих созывов, а также правильно преподнести кандидатуру Левона Зурабяна на президентских выборах 2013 года, предваряющих смену президента в 2018 году. Первый - оказаться в парламенте, АНК решает руками властей. Точнее той ее части, которая находится во внутренней оппозиции правящей Республиканской партии Армении. Причем, реализуется эта схема под лозунгом "интеллектуалы вместо олигархов", выдвинутым властными кругами задолго до реализации таких искусственных для армянской действительности политических категорий, как диалоги.

Лозунг уже начал работать на практике. Так, с горизонта пропал известный олигарх, экс-мэр Еревана Гагик Бегларян (Черный Гаго). Свой человек РПА в Арабкирском районе Еревана Ованес Шагинян (Арабкири Ово), который много выборов подряд держал под контролем этот разнообразный и непростой район, разменяв четвертый десяток, был изгнан с поста руководителя Арабкирской ячейки РПА "по состоянию здоровья". Много лет находящийся на коне олигарх Левон Саргсян (Алрахаци Левик) забился в неизвестный угол, хотя и является любимчиком президента. Даже глава администрации президента Карен Карапетян (брат российского олигарха Самвела Карапетяна - Ташири Само), будучи, мягко говоря, состоятельным человеком и лицом приближенным к персоне президента, играет в ауте. Ближе к выборам этот абзац можно будет значительно расширить.

Лозунг "интеллектуалы вместо олигархов" вполне приемлем на практике: интеллектуалы из АНК на депутатских должностях принесут больше пользы, чем олигархи-недоучки. И методы здесь применяются обычные - аморальные и беспринципные. И естественно, они прикрываются заботой о социальном процветании общества, и экономическом - страны.

Важно другое. РПА является политической базой действующего президента Армении. Выбивать ее из-под ног президента необходимо очень осторожно и в предусмотренные сроки - процесс необходимо завершить аккурат к 2018 году. В противном случае неизбежны политические потрясения, в водовороте которых могут захлебнуться и сами режиссеры этого сценария. Что в РПА тоже лыком не шиты и просто так отдавать власть не станут тоже ясно. Весь вопрос в том - кто и что окажется шустрее - старая гвардия политически подкованных толстосумов или малоопытная, но интеллектуальная молодежь.