Дело фоторепортеров продолжает оставаться в центре внимания общественности и СМИ Грузии. Оно постепенно обрастает новыми подробностями, часть которых предлагает прокуратура, часть раскрывают адвокаты и представители прессы.

Прокуратура Грузии уже обнародовала показания признания двух фоторепортеров - Ираклия Геденидзе и Георгия Абдаладзе, причем, если Геденидзе дал эти показания почти сразу же после ареста, Абдаладзе долгое время держался и заявлял, что невиновен. Он обещал выйти из тюрьмы либо живым и правым, либо мертвым, но правым. Но и Абдаладзе "не выдержал" и "сознался". Оказалось, что он был нанят российскими спецслужбами еще в 2002 году, когда при командировке на Эргнетский рынок, являвшийся в то время "нейтральной территорией", его вместе с шофером "захватили" неизвестные и увезли в Цхинвали. Там, как рассказал Абдаладзе, их избивали полтора дня, после чего предложили подписать некий договор, а в случае отказа обещали расправиться с семьей. Абдаладзе согласился и подписал договор, выполнение которого, по его же рассказу, начал спустя год. И начал с сотрудничества с партией Игоря Гиоргадзе (бывший шеф госбезопасности Грузии), по заказу которой фотографировал митинги его партии и пытался показать их массовость. Затем, с 2007 года, когда перешел на работу в пресс-центр парламента, стал сотрудничать с Зурабом Курцикидзе и по его заказу фотографировал все встречи председателя парламента, позднее стал делать к фотографиям стенограммы встреч. Все фотографии отсылались в Москву. С 2010 года Абдаладзе сотрудничает с МИД и уже фотографирует встречи в министерстве, госканцелярии и администрации президента. И все это вместе со стенограммами встреч отсылается в Москву.

Адвокат Абдаладзе Эка Беселия заявляет, что прокуратура, во-первых обнародовала неполную запись показаний его признания. Как заявила Беселия в интервью грузинской телекомпании "Маэстро", вначале допроса Георгий Абдаладзе заявил, что виновным себя не считает, на заданный в процессе допроса повторный вопрос ответил, что виновен частично, а уже через несколько секунд меняет показания и заявляет, что виновен. Этот эпизод не попал в обнародованную прокуратурой видеозапись показаний Абдаладзе, что его адвокат считает сомнительным фактом. Она также призывает следствие установить, действительно ли Абдаладзе был взят в плен осетинами в 2002 году.

Не менее сомнительной и маловероятной она считает и ту часть показаний фоторепортера, где он говорит о составлении стенограмм официальных встреч представителей правительства Грузии. "Неужели стенограммы официальных встреч в Грузии делают фоторепортеры?" - задается вопросом Беселия.

По ее словам, она выслушала в процессе признаний Абдаладзе очень много абсурда, что ее очень удивило.

Эка Беселия также сообщила журналистам, что прокуратура после обнародования показаний признания Абдаладзе предложила ему процессуальное соглашение. И если такое соглашение будет оформлено, то судебный процесс по делу фоторепортеров открытым уже не будет.

Существует в деле и показание признания Зураба Курцикидзе, который фигурирует чуть ли не как главный шпион, по заказу которого работали Абдаладзе и Геденидзе, и хотя он признался в шпионаже раньше Абдаладзе, его показания прокуратура пока не публикует.

Председатель Ассоциации адвокатов Грузии Заза Хатиашвили считает, что показания признания были получены у фоторепортеров насильственным путем. Как говорится в распространенном ассоциацией специальном заявлении председателя, на фоне героического протеста независимых грузинских СМИ и общественности режим Саакашвили оказался в безвыходном положении, единственным выходом из которого было получение у обвиняемых фоторепортеров показаний признания. И они были получены. Причем, как поясняет Хатиашвили, репортеры недаром содержатся в Глданской тюрьме №8, ведь ее директор, "легендарный" Александр Мухадзе является "незаменимым" кадром по получению у заключенных показаний признания.

"Так как журналистский корпус потребовал предъявления доказательств по делу фоторепортеров, у режима Саакашвили остался единственный шанс - путем оформления процессуального соглашения, в насильственном порядке получить у обвиняемых показания признания, но общество так и не получило информации, почему, на основании каких доказательств были задержаны фоторепортеры", - говорится в заявлении Зазы Хатиашвили.

Он подчеркивает, что если бы Георгий Абдаладзе не дал показания признания, то он мог не выйти живым из тюрьмы. "Фактически, когда обвиняемый признается в преступлении, которого не совершал, он покупает собственную жизнь", - пояснил Хатиашвили. На этом фоне председатель Ассоциации адвокатов призывает независимые грузинские СМИ продолжать начатые сразу же после ареста фоторепортеров акции протеста, выразившиеся в том числе в размещении на страницах изданий слова "протест" вместо фотографий чиновников. "Если дело фоторепортеров сойдет режиму Саакашвили с рук, то завтра фактически все печатные СМИ разделят участь телевизионной медии", - говорится в заявлении.

Следует отметить, что для основных грузинских телекомпаний, которые вещают на всю страну, дело фоторепортеров является "второсортной" новостью, и ее дают в середине или конце информационных выпусков, вскользь, не считая показаний признания Геденидзе и Абдаладзе. В отличие от центральных телеканалов, независимые телекомпании уделяют этому делу основное внимание, освещают акции протеста, участвуют в них. Но требования журналистского корпуса пока лишь привели к тому, что прокуратура пообещала провести открытый на 90% судебный процесс по делу фоторепортеров, а вслед за этим сообщением обнародовала показания признания, которые должны убедить общественность в их виновности. Независимые СМИ не верят этим доказательствам и продолжают акции протеста, к которым постепенно присоединяются представители оппозиции. Активисты молодежных организаций шести оппозиционных партий 19 июля намереваются провести акцию на площади Рике, на которую открывается вид с президентской резиденции, и выразить свою поддержку фоторепортерам.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в Грузии были задержаны ведущие фоторепортеры. По информации МВД Грузии, сотрудниками департамента контрразведки арестованы представитель Европейского фотоагентства в Грузии Зураб Курцикидзе, фотограф пресс-службы администрации президента Грузии Ираклий Геденидзе, его жена Натия Геденидзе и фотограф МИД Грузии Георгий Абдаладзе. Они обвиняются в том, что в ущерб интересам Грузии, исходя из их служебного положения, поставляли различную информацию организации, действующей под прикрытием спецслужб одного из иностранных государств. По данному факту ведется следствие. В статусе свидетеля в МВД был вызван и фотокорреспондент агентства "Ассошиейтед Пресс" Шах Айвазов, но он был допрошен и отпущен на свободу. Натия Геденидзе была освобождена судом под залог на сумму 10 тысяч лари. После ее освобождения Ираклий Геденидзе дал показания, в которых признался, что работал на ГРУ и выполнял получаемые от Зураба Курцикидзе задания. Журналисты - коллеги Геденидзе считают, что он дал эти показания под давлением, так как его супруга также находилась в заключении. 15 июля от адвокатов стало известно, что показания признания дал и Курцикидзе, а 16 июля адвокаты Георгия Абдаладзе сообщили, что и Абдаладзе признался в шпионаже.