Предложение Ирана регионализировать карабахский вопрос неприемлемо из-за Турции: армянский эксперт

Москва, 15 июля 2011, 22:16 — REGNUM  Интервью ИА REGNUM с экспертом по региональным вопросам Манвелом Кумашяном (Ереван).

ИА REGNUM: Могут ли существующие сегодня определенные разногласия в верхнем эшелоне властей Ирана повлиять на армяно-иранские отношения?

Безусловно, не надо объяснять значение Ирана для Армении, особенно, в новейший период нашей истории. И потому происходящие внутри дружественной нам страны события являются объектом пристального внимания как политиков, так и экспертов нашей страны. Иран, при всех имеющихся внутренних проблемах, всегда являлся стабильной страной, с предсказуемой внешней политикой. В то же время, наши отношения с Ираном строятся на твердых объективных началах. Причем настолько весомых и аргументированных, что находят понимание и у стран, с которыми Иран сегодня имеет не самые лучшие отношения. Именно поэтому, планомерно развивая свои отношения с Россией, Европой, США, Армения параллельно строит с Ираном проекты как минимум регионального значения, связанные как с энергетикой, так и с транспортными артериями. Поэтому, несмотря на все различия между нашими странами, в том числе и в цивилизационном плане, в том числе и в выборе путей развития, думается, в стратегическом плане армяно-иранские отношения кардинальных перемен не претерпят при любом внутриполитическом раскладе в Иране.

ИА REGNUM: Недавно председатель иранского парламента заявил, что переговоры по разрешению нагорно-карабахского конфликта эффективнее проводить внутри региона. Каковы на ваш взгляд перспективы подобного развития решения карабахской проблемы?

Если бы наш регион состоял из стран, подобных Ирану, уверен, над предложением председателя парламента Ирана задумались бы многие. Однако, к сожалению, в регионе существует и другой крупный игрок, внешнюю политику которого, в отличии от того же Ирана трудно назвать объективной и исходящей из интересов региона в целом. Конечно, речь идет о Турции, которая показала всему миру не один пример своего подхода к региональным проблемам. Таких примеров за несколько столетий существования этого государства можно насчитать множество. Армяне никогда не забудут как Турция решала армянский вопрос, греки не забудут как Турция решала греческий вопрос. Уже в наши дни мы видим как та же Турция решает вопрос Северного Кипра, курдский вопрос как в собственной стране, так и в соседних, в каком ключе видит процесс нормализации армяно-турецких отношений и т.д. и т.п. Примеров, связанных с тем, как Турция решает вопросы со своими соседями и внутри страны и в наши дни можно насчитать множество. Так что, при всем уважении к мнению председателя Иранского парламента господина Лариджани, уже вовлечение Турции в урегулирование какого-либо регионального процесса, тем более конфликта, уже означает внести в него немалую долю деструктивного начала. Даже опосредованное участие Турции в каком-либо процессе уже создает определенные затруднения. Примером этого может служить тот же карабахский конфликт, по которому, уверен, стороны давно бы достигли определенного консенсуса, не будь деструктивного фактора Турции.

ИА REGNUM: В развитие предыдущего вопроса, какова роль Ирана в установлении стабильности и сотрудничества в нашем регионе?

То, что при всех существующих трудностях, нерешенных проблемах, при всем имеющемся сегодня напряжении, регион полностью не скатывается в хаос перманентного "горячего" и "холодного" противостояния, с учетом всех существенных региональных и мировых факторов, стабилизирующую роль Ирана нельзя переоценить. Иран, в отличии от той же Турции, исходя не только из собственных интересов, но и из интересов региона в целом, устанавливает равные добрососедские отношения со всеми своими соседями, не взирая на то, в каких отношениях они находятся друг с другом.

Т.е., не взирая на религиозные различия, невзирая на различия в государственных устройствах, Иран осуществляет двусторонние и многосторонние отношения, в том числе и исходя из общих интересов. И здесь необходимо отметить следующий момент. Не секрет, что тот же Азербайджан очень даже желал и делал многое, спекулируя религиозной близостью с Ираном, для ухудшения армяно-иранских отношений.

Однако накопленная тысячелетиями государственная мудрость Ирана, естественно, не могла поддаться на уловки совершенно юного по сравнению с ним государственного образования, каковым является Азербайджан, и, в определенном, можно даже сказать, в решающем смысле, объявленная Турцией политика "ноль проблем с соседями" на самом деле выполняется Ираном и начала выполняться задолго до того как Турция задумала, но так и не смогла осуществить ее.

ИА REGNUM: На совместной пресс-конференции в Тегеране министр иностранных дел Турции Ахмед Давудоглу заявил, что Иран и Турция являются гарантами стабильности прав человека в регионе. Как Вы прокомментируете его слова?

Легче всего ответить на этот вопрос просто приводя соответствующие факты. Причем, что называется, далеко ходить за ними нет надобности. Они, совершенно "горячие", просто сыплются с новостных лент. Возьмем, например, тот же курдский вопрос. У меня на компьютере перед глазами строки о последнем столкновении турецких войск с курдами. Рядом с этой новостью "лентой" идет другая, о том, что Конституционный суд Турции оставил в силе закон от 1934-го года, по которому турецкие граждане не имеют права носить нетурецкие фамилии. Т.е, армяне, курды, ассирийцы, греки, евреи - граждане Турции не имеют права носить свои национальные фамилии. Вот вам настоящий пример гаранта стабильности прав человека в турецком исполнении. В этом же ряду находится печально известная 301-ая статья Уголовного кодекса Турции. В этом же ряду находится и решение государственного органа дать право использовать фамилию убийцы инакомыслящего журналиста в качестве торгового бренда. Этот ряд можно продолжить до бесконечности. Однако, думается, уже достаточно, чтобы понять цену приведенных вами слов Ахмеда Давудоглу о правах человека.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.