"Почему на встрече президента РФ с муфтиями заходит речь о внутреннем деле исламской религиозной организации, не до конца понятно". Такое мнение в беседе с ИА REGNUM высказал член Общественной палаты РФ Максим Шевченко.

Напомним, что на встрече Дмитрия Медведева с российскими муфтиями в Нальчике 5 июля звучало предложение об аттестации для исламских служителей, учившихся за рубежом.

"Я не понимаю, о какой аттестации идет речь, я не понимаю, кто будет проводить аттестацию, каковы будут критерии этой аттестации. Если рассуждать логически, то для человека, который хочет быть имамом, или который претендует на то, чтобы быть лидером, очевидно, речь идет о таких людях духовной общины какой-то, требуется знание Корана, знание арабского языка, естественно, свободное владение инструментарием комментариев к Корану и Сунне Пророка. От него требуется способность говорить, и от него, очевидно, требуется соответствие определенному набору взглядов, которое российское гражданское общество считает не разрушительными. Понятно, что технологические всякие аспекты его деятельности - знание Корана и так далее - это все, наверное, может быть проверено в ходе экзамена какого-то. Дальше начинается работа со знанием человека. Я полагаю, что человек, который призывает к разрушению гражданского общества и конституционного строя, наверное, не должен иметь официальную позицию имама. Но я вас уверяю, этих людей единицы, и, конечно, аттестационная комиссия - это обычная вещь, просто даже странно: и преподаватель, когда идет преподавать, и священнослужитель, когда идет служить, и проповедник, который идет проповедовать в рамках какой-то структуры официальной, все они проходят аттестацию", - сказал Шевченко.

"Мне кажется, что муфтии России, духовные организации России способны сами проводить аттестацию. Если же российское государство хочет официально перейти к практике выдачи лицензий священнослужителям, то это практика абсурдная, она из XIX века, и даже тогда она проваливалась, потому что нельзя запретить людям думать, говорить и проповедовать, как они хотят", - сказал Шевченко.

"Надо не проводить аттестацию, то есть не осуществлять запретительные меры, а необходимо развивать оппонирование, необходимо развивать исламское образование в России, необходимо учить мусульман не только носить халаты и чалмы, как всякие муфтии, которые сразу одеваются в эти странные одежды, выделяющие их из общего числа верующих. Необходимо людям прививать, в том числе, в исламских духовных учебных заведениях, основы гражданского права, основы конституционного права", - считает член Общественной палаты.

"Надо развивать образование, хорошее, качественное образование, которое позволяло бы выращивать кадры священнослужителей, которые не присягали бы Талгату Таджуддину или Равилю Гайнутдину, не бежали бы клясться сотрудникам МВД или ФСБ, или Администрации президента в своей лояльности, а которые могли бы разъяснить мусульманам, что мусульманином можно быть любым, что жена мусульманина может ходить так, как укажет ей муж и как они между собой договорятся. Но что главное, это заключение договора и соблюдение договора: если мусульманин живет в государстве, которое является демократическим, то он является субъектом, будучи гражданином Российской Федерации, общественного договора. В рамках этого общественного договора он обладает конституционными правами, в дополнение к которым он еще наделяет себя правами и обязанностями, которые следуют из шариата, из его понимания священного закона ислама. Вот таких людей надо готовить, а аттестовать - пропускать людей через сито полицейского надзора, а в реальности эта аттестация выразится, безусловно, в полицейский надзор, у меня просто нет сомнений", - сказал Шевченко.

Президент РФ на встрече с муфтиями предложил также создать исламский телеканал. Шевченко напомнил, что Медведев предлагал уже создать такой телеканал два года назад. "Это все уже обсуждалось, и даже, я знаю, были выделены деньги - телеканала по-прежнему нет, - подчеркнул он. - Значит, то ли деньги украли, то ли люди, которым эти деньги выделены, не способны создать подобный продукт. Прежде всего, телевидением должны заниматься профессионалы, которые могут создать телевидение, которые люди будут смотреть. Второй уже аспект - это то, что к этим профессионалам должны подключаться те богословы или ученые, которые способны каким-то образом адекватно проповедовать людям и о чем-то им рассказывать, это очень сложное дело - делать интересный, зрелищный телеканал или даже журнал или газету на религиозную тему. Но я считаю, что исходя из структуры российского ислама, мне хотелось бы, чтобы в исламском канале, мне кажется, это было бы правильно, были представлены позиции, по крайней мере, всех муфтиятов России, потому что исламский мир России - он очень обширен и богат. И я считаю, что телеканал должны делать светские люди, он должен быть светским и профессиональным, тогда он будет хорошим, поверьте, и в нем будут представлены позиции, тогда недовольных не будет".

"Я не верю, что все будет сделано, президент уже второй раз возвращается к этому вопросу за два года, и телеканала как не было, так и нет. Кстати, еще не факт, что этот телеканал будет смотреть молодежь Кавказа. Чтобы сделать его интересным, чтобы сделать его настоящим инструментом в борьбе с радикализмом, надо смело идти, в том числе, и на эксперименты, завоевывать внимание аудитории. Могу сказать вам, что большинство молодежи, я по Дагестану знаю, не хотят ассоциировать себя с терроризмом, им омерзительно то, что, что делал Вагабов, но при этом они не испытывают ни малейшей любви и симпатии к той практике гражданского соблюдения Конституции, которое у нас имеет место в Дагестане, например, или в некоторых других регионах Кавказа. Бессудные расправы, нарушения правосудия, нарушения закона... Исламская молодежь зачастую требует только одного - чтобы соблюдались российские законы. Там, где они вообще не соблюдаются, они естественно переходят к формированию шариатского правового пространства. Так же на их месте, кстати, поступил бы любой русский православный человек. Если не соблюдаются никакие законы, то православные люди начинают жить согласно Священному писанию, и судиться между собой согласно Священному писанию", - заключил Шевченко.