Россия не в состоянии влиять на ситуацию в Афганистане. Это будет продолжаться до тех пор, пока Москва не решит внутренние проблемы России. Об этом в ходе международной конференции "Конфликт и миростроительство в Афганистане: состояние и перспективы", проходящей в эти дни, 5-6 июля 2011 года в Душанбе, заявил профессор Тегеранского университета, эксперт Центра по изучению России, Центральной Азии и Кавказа Бахром Амир Ахмадиан. По мнению специалиста, решать проблему Афганистана должны Иран, США, Пакистан, Индия и Китай. Но главное, чтобы все среднеазиатские страны пришли к солидарному решению, что на территории Афганистана нужен мир и начали бы двигаться к положительному решению.

ИА REGNUM: Каким видится будущее Афганистана из Ирана?

У меня две точки зрения. Первая точка зрения - ученого и преподавателя, отражающая мировоззрение народа Ирана. А вторая - это видение проблемы, отражающее точку зрения правительства нашей страны. Они немного отличаются. Я мыслю теми же категориями, что и подавляющее большинство представителей интеллигенции Ирана. Мы хотим создания демократической республики Афганистан. Очень важно, чтобы элиты, партийные организации и чиновники этой страны получили возможность спокойно и совместно работать. У Ирана и Афганистана есть немало общих культурных особенностей. Поэтому мы считаем, что создание в Афганистане общества, похожего на иранское, вполне вероятно. А что касается точки зрения исламского государства Иран - то государственная позиция формируется из понимания: необходима большая исламизация системы управления Афганистана, в государстве должно чувствоваться превосходство религии.

ИА REGNUM: Многие эксперты придерживаются мнения, что перспектива Афганистана - это раскол страны на этнические анклавы. В частности, накануне такое мнение высказал главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований Константин Сыроежкин. Вы согласны с такой постановкой вопроса?

Хотят этого в Афганистане или нет - особенно это касается центрального правительства страны, проблема страны давно вышла за ее пределы. Теперь это региональный вопрос. Давайте вспомним, что Афганистан состоит из огромного количества племен. Это очень важная деталь. Общность этих племен и составляет современный Афганистан. Но никогда, подчеркиваю, никогда в стране не было власти, которая бы контролировала все эти племена полностью. Центральная власть во все времена распространялась лишь на территорию вокруг Кабула. Остальные территории фактически не контролировались. То есть нормальной власти в современном ее понимании в Афганистане не было.

ИА REGNUM: Как на ваш взгляд, можно хотя бы отчасти решить проблемы Афганистана?

Единственный выход из положения в Афганистане - это создание федеральной структуры государства при активной помощи соседних стран. Необходимо собрать все племена, которые сосредоточены на территории страны и внимательно обсудить условия федерализма. Если Афганистан будет разделен - между этими племенами возникнет еще больше противоречий, чем есть сейчас - и почти все они будут касаться процесса перераспределения внутренних границ. Это будет огромной проблемой.

ИА REGNUM: А как вы относитесь к идее децентрализации власти в Афганистане? Но не на условиях создания федерализма, а на условиях обычного усиления губернаторов?

Нет, я выступаю только за федерализм. Но федерализм совершенно открытый, соседи Афганистана должны оказывать посильную ему помощь. Только в случае создания сильной страны с федеративным укладом в регионе станет спокойнее.

ИА REGNUM: В Афганистане переплетены интересы трех держав - России, Китая и США. Плюс к этому - очень силен фактор региональной политики. Возможно ли в таких условиях добиться каких-то существенных подвижек в решении ключевых проблем, одной из которых считается "афганизация" всего региона?

Интересы ведущих мировых и региональных игроков всегда будут иметь большое влияние на афганский вопрос. Конечно, все страны важны, но если сами афганцы осознают свое геополитическое значение, поймут свои геополитические интересы, всем будет лучше. Они бы могли использовать свое положение, отстаивать собственные национальные интересы. Они бы взглянули на ситуацию, меняли бы в зависимости от конъюнктуры свои подходы. То есть, занимались бы формированием нормальной политики. В этом случае - Афганистан мог бы сохранить свой статус и при этом находился бы в центре внимания всех ведущих мировых и региональных держав.

Ситуация в Афганистане изменилась со времен "холодной войны". Тогда все страны Средней Азии опасались, что религиозный экстремизм проникнет на территорию государств региона с территории Афганистана. Сейчас такой угрозы вроде бы и нет. Например, Иран и Пакистан уже не боятся такого развития событий. Страха нет. Весь мир сейчас боится афганских наркотиков, талибов и "Аль-Каиды". Эти три фактора вызывают страх у всех - США, Ирана, Китая и остальных.

ИА REGNUM: Страны Средней Азии и сейчас опасаются проникновения религиозного экстремизма на свои территории. Поэтому они так или иначе будут оглядываться на крупных игроков.

Я вижу, что решать проблему Афганистана должны Иран, США, Пакистан, Индия и Китай. Но самое главное здесь - чтобы все среднеазиатские страны пришли к солидарному решению, что на территории Афганистана нужен мир и начали бы двигаться к положительному решению этих вопросов. Но здесь есть двусторонние противоречия. Иран не хочет работать с Америкой. Пакистан и Китай - с Индией. Из внутренних проблем - пока не решится проблема Пуштунистана, также не будет никаких подвижек.

Всегда и все проблемы состоят из деталей. Умение решать проблемы - это умение разобрать проблему на детали и решать каждую деталь в отдельности.

ИА REGNUM: Вы сознательно исключили из списка стран, влияющих на решение проблемы Афганистана Россию?

Масса нерешенных внутренних проблем России не позволяют России эффективно решать внешние вопросы. Я убежден, никакие международные проблемы Россия решать не будет. Это будет продолжаться до тех пор, пока Москва не разберется со своими внутренними делами.