Принятие грузинским парламентом в первом чтении законопроекта о присвоении юридического статуса пяти религиозным объединениям (Армянской Апостольской церкви, Римско-католической церкви, Мусульманской общине, Иудейской общине и Баптистской церкви - ред.) - не случайное событие. Это был процесс, который в Грузии подспудно шел довольно долго. Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом на пресс-конференции в Ереване 4 июля заявил директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян.

Парламент Грузии 1 июля в первом чтении принял проект поправок в Гражданский кодекс, который предполагает присвоение статуса юридического лица публичного права указанным выше пяти религиозным объединениям. Против законопроекта выступила оппозиционная фракция "Христиан-демократы", мотивируя свое решение тем, что грузинская церковь не имеет аналогичного статуса в других странах.

Искандарян связал вопрос предоставления юридического статуса указанным религиозным организациям с внутриполитическими реалиями Грузии. "Церковь в Грузии занимает принципиально другое, не такое место, как ААЦ в Армении. Грузинская церковь кроме религиозного значения, является также очень серьезной политической силой. Я бы сказал, после президента самой серьезной политической силой", - разъяснил эксперт, добавив, что грузинская церковь очень специфична по своей сути.

По словам эксперта, в грузинской церкви существуют чрезвычайно радикальные и выражено националистические группы, которых нет не только в армянской церкви, но в политическом поле. "Ибо национализм в Грузии носит не только этнический, но и религиозный характер. Религиозный национализм играет большую роль в грузинской политике. Например, Саакашвили не очень-то может с этим в открытую бороться. Церковь в Грузии единственная яро антизападная сила. Никто в Грузии не может себе позволить быть антизападным, а церковь может", - заметил Искандарян.

В этом плане, как он считает, предоставление юридического статуса, например Армянской Апостольской церкви - не вопрос армяно-грузинских взаимоотношений, а скорее взаимоотношений Саакащвили с Патриархом Всея Грузии Ильей II. По словам Искандаряна, эти националистические силы не просто существуют в рамках грузинской церкви, а они фигурируют непосредственно вокруг Патриарха. "И поэтому Илья II может себе позволить такие высказывания и шаги, которые вызывают, мягко говоря, недовольство не только за пределами Грузии, но и внутри этой страны", - подчеркнул он.

Позицию грузинской власти в отношениях с церковью Искандарян охарактеризовал так: "Не стреляйте в пианиста, он старается, как может". "Грузинской власти взаимодействовать со своей церковью очень не просто и, в этом смысле, достигать каких-то результатов для политического руководства иногда очень трудно", - заключил директор Института Кавказа.