Мнение: В отношениях евреев и Латвии есть и позитивные, и негативные стороны
Латвия, 30 июня, 2011, 23:43 — ИА Регнум. 6-я Всемирная встреча евреев-выходцев из Латвии должна стать площадкой для обсуждения кардинальных проблем, "стоящих между" евреями и Латвийским государством, в частности вопроса реституции принадлежавшей до
"Мы собрались, чтобы отметить 450 лет того, как евреи проживают на земле, где жили ливы, земгалы, латгалы. 450 лет - это большой период истории даже для такого народа, как евреи, история которого насчитывает 3 тысячи лет. История евреев Латвии знала много разных вех, но не было периода более мрачного и ужасного, чем начавшийся 70 лет назад Холокост. В Латвии катастрофа еврейского народа началась не 4 июля (официальный День памяти жертв геноцида еврейского народа в Латвии - ИА REGNUM), а 23 июня, когда в Гробини были уничтожены первые евреи. Эта кровавая страница никогда не будет нами забыта. На этой земле были уничтожены 74 тысяч евреев Латвии и еще несколько десятков тысяч евреев из других стран. Мы говорим о прошлом. Но наш интерес шире. Мы должны жить сегодняшним днем. Мы - израильтяне выходцы из Латвии и их потомки, высоко ценим усилия, которые прилагает местная еврейская община, Совет еврейских общин Латвии для поддержания и развития еврейской жизни на этой земле. Мы - те, кто выбрали для себя жизнь в еврейском государстве, рады том, что и здесь, в Риге, еврейская жизнь бьет ключом. Сегодняшняя встреча яркий пример тому. На ней мы обсудим не только прошлое, но и актуальные проблемы. Такие, как возвращение еврейской общине принадлежавшей ей [до Второй мировой войны] недвижимости. Мы должны разработать программу сохранения памятников нашей старины и рассчитываем на помощь в этом Латвийского государства на всех уровнях - как в Риге, так и на местах. [...] Мы собрались здесь, чтобы еще раз заявить всем - нашим друзьям и нашим недругам - мы живы, мы помним и будем помнить, хотя мы разбросаны по всему свету, мы едины в стремлении сохранить наследие наших отцов и память о них. Мы рассеяны, но мы едины", - сказал Валк.
Отвечая на вопрос ИА REGNUM о характере взаимоотношений еврейской общины Латвии и Латвийского государства Валк ответил, что, по его мнению, в взаимоотношениях между государством и евреями-выходцами из Латвии, проживающими здесь, в Латвии, или в других странах, присутствуют и положительные и отрицательные моменты.
"Я четко хочу разделить то, что происходит и делается на официальном уровне - государственном и самоуправленческом, и уровне простого народа, комментариев в интернете, что тоже весьма показательно. Мы в Израиле внимательно следим за тем, что происходит в Латвии. В частности, мы не можем пройти мимо таких событий, как имевшее место в декабре 2010 года осквернение еврейского кладбища и памятника спасителю евреев Жанису Липке в Риге. И для нас важно, что власти сделали все возможное, чтобы ликвидировать последствия преступление и поймать самих преступников. Но это, так сказать, на уровне бытового хулиганства. Если же говорить о решении кардинальных проблем, стоящих между евреями и Латвией (подчеркиваю: стоящих между евреями и Латвией), то [следует упомянуть] тенденцию, наметившуюся в последнее время в Латвии, Литве (особенно в Литве) и в меньшей степени в Эстонии, но также и в других странах: преступления советского режима по отношению к населению Латвии и Холокост евреев явления одного порядка, последовавшие за подписанием пакта между СССР и Германией 23 августа 1939 года. Такую точку принять нельзя. Конечно, латвийский народ пострадал, безусловно, имел место то, что называют и немного утрируют "Страшный год". Ни ни в коем случае нельзя приравнивать "Страшный год" к тотальному уничтожению евреев только потому, что они евреи. Советская власть, сколь бы она ни была ужасной, уничтожала, высылала людей не потому, что они латыши, евреи или поляки, но по принципу состоятельности. Репрессиям советской власти подверглись и русские, и староверы. Нас же уничтожали - всех, без разора. Даже упоминать эти явления в одном ряду для нас неприемлемо. Другая проблема, стоящая между нами - это проблема возвращения еврейской собственности. Один мой дед был старейшиной синагоги в Резекне, другой - учителем в еврейской школе в Карсаве. Их убили. Они не погибли, их убили немцы, которые командовали латышами. Никто не обвиняет латышский народ. Но еврейским общинам Латвии принадлежала собственность - молельные дома, школы. Все эти здания должны быть возвращены их наследнице - Еврейской общине Латвии. Вернуть их проще, чем выплатить мизерную, минимальную компенсацию в 32 млн латов (около 45 млн евро). Если еврейская община Латвии не поднимала этого вопроса раньше, то потому, что, восстав из пепла, решала более насущные на тот момент задачи: вопросы организационного порядка, образования, восстановления памяти. И только решив их, стали заниматься собственностью. Это идет в разрез со сложившимся, к сожалению, стереотипом алчного еврея. Но вначале мы занимались воспитанием, историей своей, а потом поняли, что надо решить и эти проблемы", - сказал председатель Объединения выходцев из Латвии и Эстонии в Израиле.
Как сообщало ИА REGNUM, конференция "Евреи в меняющемся мире" и встреча евреев выходцев из Латвии, наряду с другими мероприятиями, проходят в рамках торжеств по поводу 450-летия еврейской общины Латвии и памятных мероприятий по поводу 70-летия начала в Латвии Холокоста. Начавшись 29 июня с открытия в Доме Рижской еврейской общины фотовыставки "Кейверовес: могилы отцов. Еврейские кладбища Восточной и Центральной Европы", они завершатся 4 июля, в День памяти жертв геноцида еврейского народа в Латвии, шествием "Шаги живых", путь которого проляжет через территорию бывшего рижского гетто. В этот день также состоится памятный митинг с участием президента Латвии Валдиса Затлерса на месте сожжённой гитлеровцами и их местными приспешниками Большой Хоральной синагоги в Риге.