На днях стало известно, что экс-президент АрменииРоберт Кочарян вновь вошел в состав Совета директоров российской акционерной финансовой корпорации "Система", куда впервые был избран в 2009 году, вскоре после истечения второго (и последнего) срока его полномочий на посту главы армянского государства. Эта, в общем малозначимая для России новость, в Ереване произвела достаточно широкий резонанс. Некоторые наблюдатели сразу решили, что это является свидетельством окончательного отхода Кочаряна от политической жизни Армении.

Считается, что как действующая власть, так и часть армянской оппозиции в лице Армянского национального конгресса (АНК) под руководством первого президента Левона Тер-Петросяна весьма обеспокоены возможным включением Роберта Кочаряна в предвыборный марафон на фоне начавшейся в стране подготовки к весенним парламентским выборам. Сам Кочарян, заметим, подобных планов и намерений никогда не озвучивал. Однако не секрет, что он, будучи "духовным отцом" партии "Процветающая Армения" (ПА), у истоков которой стоял семь лет назад, имеет все возможности сделать эту структуру трамплином для своего возвращения. Слухи такого рода постоянно подогреваются тем обстоятельством, что поведение входящей в правительственную коалицию "Процветающей Армении" временами выглядит, мягко говоря, неоднозначным.

Правда, партия опровергает слухи о своем скором выходе из коалиции, тем более, что, согласно подписанному в феврале меморандуму, она обязалась состоять в ней вплоть до парламентских выборов. Но при этом ее руководитель, известный олигарх и депутат Гагик Царукян прямо заявил, что на выборы ПА пойдет самостоятельно. К тому же, подписав меморандум, партия обязалась "поддерживать президента Армении" на выборах 2013 года - без указания конкретного имени. Есть данные, что это стало условием, при котором Царукян согласился подписать "обновленный коалиционный договор". Более того: впервые сообщив журналистам о решении идти на выборы вне коалиционного формата, Царукян шутливо отметил, что это - лишь "первый урок", а продолжение "будет на следующих занятиях".

Между тем, принято считать, что именно перспектива возвращения Кочаряна стала одной из основных причин, по которой между действующим президентом Сержем Саргсяном и оппозиционным Армянским национальным конгрессом (АНК) наладился весьма неожиданный диалог. Поэтому логичным выглядит предположение, что Царукян, обязавшийся поддерживать "президента", может обратить эту поддержку в сторону Роберта Кочаряна. Не в этом ли, задаются вопросом наблюдатели, будет состоять его "следующий урок"?

Избрание Кочаряна членом Совета АФК "Система" заставило предположить, что, как пишет издание, близкое к оппозиции, "в ближайшие 2 года у него не будет серьезных политических планов. Возможно, Кочаряну не удалось обеспечить себе поддержку со стороны России. Процесс отдаления Кочаряна от политической жизни Армении будет продолжен".

Действительно, одному из ведущих представителей такой структуры, как АФК "Система", по многим причинам, не требующим особых объяснений, было бы неуместно открыто заниматься политикой, да еще такой, которая сулит немалые осложнения в стране, являющейся стратегическим союзником России. Однако это - лишь часть проблемы. Если принять, что опасность "возвращения Кочаряна" была одной из причин, породивших диалог между властью и АНК, то второй такой причиной, безусловно, стало стремление действующего и отставного президентов консолидировать силы общества для противостояния вполне вероятному международному давлению в вопросах, связанных с карабахским урегулированием. И о том, что подобное давление действительно имело место, можно судить по тону и настойчивости различных заявлений руководителей и высокопоставленных дипломатов стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ накануне трехсторонней встречи Дмирия Медведева, Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева в Казани. Однако казанский саммит не привел к прогнозируемым результатам, предложенные посредниками основные принципы урегулирования сторонами конфликта приняты не были. Вполне вероятно, что теперь в переговорном процессе, как минимум, наступит достаточно продолжительная пауза.

И в таком случае возникает законный вопрос: если Роберт Кочарян и впрямь окончательно отошел от участия во внутриполитических процессах Армении, а международное давление на Ереван в ближайшее время ослабнет - по крайней мере, до начала нового этапа миротворческого процесса, насколько актуально продолжение диалога между властями и АНК и не станут ли эти обстоятельства началом конца временного ситуативного сотрудничества Саргсяна с Тер-Петросяном?