Ануш Левонян: Барак Обама понимает, что Косово и Южная Осетия - прецеденты для Карабаха
Москва, 26 июня, 2011, 20:53 — ИА Регнум. Звонок президента США
В кругах, близких к переговорному процессу и в экспертном сообществе это было расценено как прямое давление и показатель активного стремления Вашингтона достичь перелома в переговорном процессе. Утверждалось, в частности, что если армянская и азербайджанская стороны не прислушаются к "пожеланиям и советам" американского руководителя, отношение США к двум закавказским государствам может стать прохладнее - со всеми вытекающими из этого обстоятельства политическими и экономическими последствиями. Говорилось также, что инициатива американского президента призвана продемонстрировать поддержку усилиям
Любопытно, однако, что ни в Армении, ни в Азербайджане содержание телефонных переговоров Обамы с Саргсяном и Алиевым полностью обнародовано не было. Армянская сторона ограничилась интерпретацией, предоставленой пресс-службой главы государства. Азербайджанская - дала более подробную версию, но с одним весьма существенным изъятием. Между тем полная информация была помещена уже 23 июня 2011 года на сайте Белого дома.
В разговоре Барак Обама, в частности, заявил, что "сейчас самое время разрешить этот конфликт и предложить народам, Азербайджана, Армении и Нагорного Карабаха лучшее будущее для себя и для своих детей". В передаче азербайджанской стороны слова "и Нагорного Карабаха" отсутствуют. И это вполне объяснимо. Данная формулировка означает, что в данный момент Вашингтон рассматрвает Нагорный Карабах в качестве, по меньшей мере, самостоятельной стороны конфликта. Это также означает, что Обама и в перспективе не видит Карабах составной частью Азербайджана или Армении, в составе которых этот край мог бы создавать "лучшее будущее для себя и своих детей".
Отсюда со всей очевидностью следует, что Вашингтон, пусть косвенным образом, но вполне внятно признает право карабахцев на самоопределение - в полном соответствии с основными принципами урегулирования, предложенными сопредсдателями Минской группы
Эти примеры, а также тот факт, что за последние 20 лет в мире возникло более 30 новых государств, полностью опровергают довольно распространенное мнение, будто "международное сообщество отдает приоритет принципу территориальной целостности". Напротив, территориальная целостность, согласно Уставу ООН, рассматривается как принцип, а право на самоопределение - как цель. И сохранение территориальной целостности возможно, если это не препятствует достижению указанной цели.
Таким образом, употребленные американским президентом формулировки, равно как и выработанные сопредседателями Минской группы ОБСЕ подходы к урегулированию, вполне укладываются в постулаты международного права. Думается, несмотря на неудачу казанской встречи, предложений, принципиально отличающихся от уже существующих подходов, сторонам предложено не будет. Потому что все иное будет на деле означать фактическую победу как армянских, так и азербайджанских "ястребов". Первые, как известно, не допускают отказа от "занятых в героической борьбе и политых кровью лучших сынов Отечества" районов вокруг НКР, вторые же принципиально не согласны с правом народа Карабаха самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Поскольку пробуксовка переговорного процесса актуализирует подобные умонастроения по обе стороны линии вооруженного противостояния, первоочередной задачей посредников на данный момент выглядит активизация усилий по сохранению перемирия.