Одними из важных положений программы укрепления материально-технической базы высших образовательных учреждений и кардинального улучшения подготовки кадров Узбекистана являются увеличение квот приема в региональные вузы и сокращение количества приема студентов в ташкентские вузы. Как сообщает Uzbekistan Today, к 2015-16 учебному году удельный вес столичных вузов в общей квоте приема сократится с 38,9 до 36,3%.

"Первые изменения в этом направлении, нацеленные на приближение подготовки кадров к потенциальным работодателям, сделаны уже в этом году. Началась оптимизация направлений и специальностей образования, по которым готовят специалистов в отечественных вузах. Намечено к 2015-16 учебному году за счет объединения родственных по своему содержанию специальностей и ликвидации невостребованных довести количество направлений бакалавриата с 228 до 165, а специальностей магистратуры - с 1.200 до 500. В этом году началось поэтапное снижение квот приема по таким направлениям, как "Образование", "Экономика и бизнес", "Право", и другим. Вместе с тем произойдет увеличение квот по инжинирингу, производственным и строительным отраслям. В общей сложности за время реализации программы квоты приема по этим направлениям образования вырастут с 23 до 36% в общем количестве принимаемых на первый курс", - отмечает узбекское издание.

Также сообщается, что значительные изменения происходят и в распределении квот приема на грантовой основе. Увеличивается количество бюджетных мест по направлению "инжиниринг, производственные и строительные отрасли", а также научным и научно-естественным направлениям образования, при этом сокращается количество грантовых мест по таким направлениям образования, как "экономика и бизнес" и "право".

Как уже сообщало ИА REGNUM, президент Узбекистана 20 мая подписал постановление "О мерах по укреплению материально-технической базы высших образовательных учреждений и кардинальному улучшению качества подготовки высококвалифицированных специалистов", которой одобрена программа модернизации материально-технической базы высших образовательных учреждений и кардинального улучшения качества подготовки специалистов на 2011-2016 годы. Целями программы является кардинальное улучшение качества подготовки специалистов с высшим образованием, востребованных в отраслях и сферах экономики, на основе укрепления и модернизации материально-технической базы вузов, а также оснащения их современным учебным и научно-лабораторным оборудованием.

Программа также направлена на оптимизацию направлений и специальностей подготовки высококвалифицированных кадров и совершенствование образовательного процесса за счет усовершенствования образовательных стандартов, внедрения передовых педагогических технологий и форм обучения и усиления стимулирования труда преподавательских кадров. Для координации работы по обеспечению своевременной и качественной реализации программы создана специальная комиссия. В соответствии с постановлением, Андижанский инженерно-экономический институт преобразован в Андижанский машиностроительный институт, Наманганский инженерно-экономический институт в Наманганский инженерно-технологический институт и Бухарский технологический институт пищевой и легкой промышленности в Бухарский инженерно-технический институт высоких технологий.

Глава государства также одобрил образование при Министерстве финансов Фонда развития материально-технической базы высших образовательных учреждений. Фонд будет формироваться за счет средств государственного бюджета, льготных кредитов международных финансовых организаций, грантов международных доноров, средств попечителей и отечественных благотворителей и других поступлений. Предусмотрено совершенствование системы оплаты труда профессорско-преподавательского состава высших образовательных учреждений. В частности, должна быть внедрена усовершенствованная система тарификации профессорско-преподавательского состава вузов на основе оптимизации категорий должностей преподавателей и пересмотра предъявляемых им должностных квалификационных требований. Кроме того, намечено усовершенствовать систему присуждения ученых званий "доцент" и "профессор" и повысить ее роль в стимулировании преподавателей вузов к постоянному повышению своей квалификации и педагогического мастерства. Дополнительно планируется ввести систему ежемесячных надбавок высококвалифицированным преподавателям за их профессионализм и конкретный вклад в улучшение учебного процесса, а также высокую результативность, качество обучения и эффективную воспитательную работу.