Повышение вдвое стоимости проезда в метро приведет к снижению пассажиропотока на 10-20%, если не больше. Пассажиры, которые выбирали подземный вид электротранспорта исключительно из-за относительной дешевизны, предпочтут воспользоваться все теми же микроавтобусами. Таков будет еще один результат порочной экономической политики, которая проводится в отношении населения властями как Еревана, так и страны в целом. Об этом 22 июня на встрече с журналистами сообщил председатель Ассоциации потребителей Армении Армен Погосян, передает корреспондент ИА REGNUM.

Напомним, что с 1 июля жетоны метро в Ереване подорожают вдвое, и проезд будет стоить 100 драмов. Об этом сообщил журналистам 21 июня мэр Еревана Карен Карапетян. Себестоимость проезда в метро, по словам градоначальника, составляет 160 драмов, и только благодаря субсидированию со стороны мэрии обеспечивается действующий сегодня тариф в 50 драмов. Продолжать такую политику, как уверен Карапетян, неэффективно и бессмысленно, в связи с чем и было принято решение.

По словам Погосяна, в нашей стране действует Программа стабильного экономического развития, которая имеет приоритетное значение, и госбюджет Армении составляется, исходя из положений этого основополагающего документа. "В Программе черным по белому написано - рост тарифов и цен не должен превышать 4,5%. В данном случае, мы же имеем дело со 100% повышением цен", - заметил председатель ассоциации.

Как он отметил, продолжают нарушаться и нормативы генплана Еревана, который фактически является законом, обязательным к исполнению. "В этом документе отмечено, что количество микроавтобусов должно составлять лишь 19,2% от общего числа всего транспорта. Тогда как сейчас на 75% "маршруток" приходится до 4% автобусов большой вместительности", - подчеркнул Погосян.

Он также отметил, что армянскую столицу по праву можно считать городом - реликтом, поскольку при наличии метро за последние 20 лет не построено ни метра новых путей. При этом все сменяющие друг друга мэры считали своим долгом обязательно публично отметить, что "подготовлены проекты по открытию трех новых станций метро", "ведутся работы в этом направлении", "скоро приступят к реализации" и многое подобное другое.

"Наш президент, когда еще был премьер-министром как-то объявил, что строительство метро - дорогое удовольствие. Для строительства 1 км. путей потребуется $4 млн - $5 млн.", - отметил Погосян, добавив, что этим обстоятельством многими объясняют трудности с поиском источников финансирования.

Вместе с тем, по словам защитника прав потребителей, можно вспомнить, "как $120 млн. фонда Линси были потрачены на благоустройство улиц и тротуаров столицы", а в результате уже сегодня назрела необходимость ремонта подобного благоустройства.

По мнению Погосяна, из средств Линси вполне можно было бы выделить $10 млн - $20 млн. на строительство одной станции метро. Он, в частности, выделил станцию "Ачапняк", "где 60% - 70% земляных работ было произведено и оставалось только построить мост, что не требовало очень больших расходов".

Указал Погосян и на другой потенциальный источник финансирования: "Российская Федерация в качестве помощи выделила Армении кредит в $500 млн. Правительство же предпочло львиную долю кредита направить на строительство. И сегодня мы видим на 80% пустые здания. Неужели невозможно было определенную сумму из этих средств пустить на строительство метро?!".

Как подчеркнул Погосян, следует также учесть, что развитие "подземки" приведет к нелинейному росту пассажиропотока, то есть, "если мы на 10% увеличим пути, то следует ожидать 30-процентного притока пассажиров".

"Диверсификация экономики, о которой так любит говорить наш премьер-министр, в данном случае означает, что "бегающий" на газе и бензине транспорт мы должны дополнить электротранспортом, однако ничего подобного так и не происходит. Более того, ситуация ухудшается", - сказал председатель ассоциации.

Он также добавил, что в конце 80-х услугами метрополитена ежедневно пользовались 300 тыс. ереванцев, сегодня же этот показатель снизился до 50 тыс. пассажиров. После роста тарифа следует ожидать нового снижения пассажиропотока в метро, а вместо этого совершенно естественно и прямо-пропорционально те же пассажиры "перетекут" в сферу бизнеса микроавтобусов.

"То есть эта мера никак не может способствовать развитию метро", - заключил Погосян.