От Минска до Казани: справка о ходе миротворческого процесса вокруг Нагорного Карабаха (1991-2011 гг.)
Москва, 22 июня, 2011, 11:42 — ИА Регнум. Возникший в феврале 1988 года карабахский конфликт вот уже в течение 17 лет находится в поле зрения международного сообщества, которое пытается достичь его урегулирования. Впрочем, такие попытки предпринимались и раньше, "на излете" советской власти. Так, в 1991 году Карабах (тогда - Нагорно-Карабахская автономная область) посетили
Реальный переговорный процесс начался после обретения Азербайджаном и Арменией независимости. 30 января 1992 года обе страны стали членами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, с декабря 1994 г. - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе,
4-5 мая 1994 года в киргизской столице Бишкеке был подписан протокол о прекращении огня на линии противостояния. "Горячая фаза" конфликта завершилась, установившееся перемирие удается поддерживать по сей день несмотря на многочисленные, в том числе и весьма тяжелые, случаи его нарушения. Беспрецедентность ситуации заключается в том, что перемирие, основанное, в первую очередь, на силовом и стратегическом балансе сторон, все это время действует, хотя между противоборствующими сторонами нет международных миротворческих сил.
6 декабря 1994 года на Будапештском Саммите глав государств и правительств было решено установить Сопредседательство в Минском процессе. 23 марта 1995 года был выдан соответствующий мандат, с конца 1996 года российский посредник получил пост постоянного сопредседателя МГ ОБСЕ. 1 января 1997 года Франция также была избрана сопредседателем МГ ОБСЕ. Это вызвало жесткое возражение Азербайджана, считавшего Францию проармянски настроенным государством, и обратившегося с просьбой к ОБСЕ пересмотреть свое решение и назначить представителя США. В результате, 14 февраля 1997 года было принято компромиссное решение о трех сопредседателях: России, Франции и США. Этот формат действует до настоящего времени.
Послами-сопредседателями в данное время являются
Процесс миротворчества за прошедшие годы прошел несколько этапов, претерпевая взлеты и падения. В декабре 1996 года на Лиссабонском саммите ОБСЕ государства-члены организации предложили резолюцию, подтверждающую территориальную целостность Азербайджана, но с предоставлением Нагорному Карабаху "самой высокой степени автономии". Документ не был утвержден, так как Армения наложила вето. После этого, в сентябре 1997 года посредники-сопредседатели МГ ОБСЕ выступили с новой миротворческой инициативой, представив план, согласно которому Нагорный Карабах должен был получить статус "государственного и территориального образования в составе Азербайджана", а в ноябре 1998 года эта формулировка была уточнена: "Нагорный Карабах образует общее государство с Азербайджаном в его международно признанных границах". Армения на это предложение согласилась с определенными оговорками, а Азербайджан его отклонил.
25 апреля 1999 года в Вашингтоне состоялась первая двусторонняя встреча президентов Армении и Азербайджана
В 2006 году появились сообщения, что сопредседателями МГ ОБСЕ разработан новый пакет предложений, в основе которого лежит идея проведения в Нагорном Карабахе референдума о статусе края при условии вывода армянских подразделений из семи районов, не входящих в территорию Карабаха по положению на 1988 год. Они были заняты армянскими силами в результате войны и являются "поясом безопасности", гарантирующим край от внезапного нападения. 10 февраля 2006 года в замке Рамбуйе под Парижем состоялась закрытая встреча президентов Роберта Кочаряна и Гейдара Алиева, однако вновь безрезультатно.
В конце ноября 2007 года сопредседатели МГ ОБСЕ представили Еревану и Баку базовые принципы мирного урегулирования, которые получили название "Мадридских принципов". Именно этот документ с определенными изменениями до сих пор находится на столе переговоров.
1 августа 2008 года тогдашний сопредседатель МГ ОБСЕ от США
К 2008 году относится и начало значительной активизации России в рамках Минской группы ОБСЕ. По инициативе и под патронажем президента
10 июня 2009 года "Мадридские принципы" были официально обнародованы. Это произошло в итальянском городе Аквила, где президенты стран-сопредседателей МГ ОБСЕ
На тот момент эти принципы предусматривали: возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана; наделение Нагорного Карабаха промежуточным статусом, обеспечение гарантий безопасности и самоуправления; открытие коридора между Арменией и Нагорным Карабахом; определение в будущем окончательного правового статуса Нагорного Карабаха на основе юридически обязывающего волеизъявления; итоги которого должны быть приняты сторонами конфликта и международным сообществом; обеспечение права всех внутренне перемещенных лиц и беженцев на возвращение в места их прежнего проживания; международные гарантии безопасности, в том числе - путем операции по поддержанию мира.
Принятое на следующий год президентами стран-сопредседателей в канадском Мускоке заявление, так же, как и пятисторонний документ, подписанный Медведевым, Саркози, Саргсяном, Алиевым и госсекретарем США
Последним документом в многолетнем карабахском переговорном марафоне стало трехстороннее заявление президентов России, США и Франции, принятое во французском Довиле "на полях" саммита "