Сравнительная оценка экономической деятельности прошлых и настоящих правительств - занятие весьма полезное, позволяющее определить динамику развития или, наоборот, упадка страны. Очевидно, такой анализ должен производиться с учетом всего комплекса вводных параметров - как внутренних, так и внешних. Следует констатировать, что в Армении данная задача, как и многие другие, связанные с необходимостью приложения интеллектуальных усилий, оказалась полностью провалена и деградировала в трансляцию чепухи и откровенного вранья. В политических и экспертных кругах страны бытуют грубые и политически ангажированные оценки, напрочь оторванные от глобальных экономических тенденций и простой логики.

Дебаты все больше сводятся к банальному - при том или этом правительстве было "лучше", потому что хлеб стоил дешевле, подъезды были чище, а трава зеленее. Претендующие на звание экспертов в области экономики политические пустозвоны утверждают, что правительство покойного Андраника Маргаряна (2000-2007 гг.) работало лучше, и именно поэтому рост армянской экономики в тот период измерялся в двузначных показателях.

Не имея никакого намерения умалить вклад Андраника Маргаряна и руководимого им правительства в развитие страны, необходимо все же признать, что армянская экономика фиксировала динамичный рост и после его кончины (март 2007 года) вплоть до конца 2008 года, когда волна мирового кризиса докатилась до подножья Арарата.

Вписавшись абсолютно во все тенденции, характерные для развивающихся стран, Армения с 2003 года стала активно наращивать экономику. ВВП Армении в 2003 году составил 1,624 трлн драмов, в 2004 году - 1,9 трлн, в 2005 году - 2,242 трлн и так до 2008 года, когда он разбух до 3,646 трлн. Почему разбух? Потому что, агрессивное кредитование мировой экономики подпитывало и армянскую ее часть - маленькую, но отнюдь не автономную. Докризисный финансовый ливень в мировом масштабе выбивал пузыри в "армянской луже" - на рынке недвижимости, в горно-рудной промышленности и в виде масштабного притока частных трансфертов, активно перегоняемых на родину активной диаспорой (именно в эти годы армянскую диаспору стала называть "армянской нефтью и газом").

Обратимся к цифрам, которые мы имели до 2009, кризисного года. В 2003 году ВВП на душу населения составил 506 тыс. драмов, а к 2008 году - 1,127 млн драмов. Объем промышленного производства с 126 млрд драмов в 2003 году дорос до 739 млрд в 2008 году, в первую очередь вследствие роста мировых цен на цветные металлы и увеличение добычи в Армении. Здесь необходимо учитывать и рост производства стройматериалов, мотивированный агрессивным раздуванием пузыря на рынке недвижимости. Так, сфера строительства в 2003 умещалась в 238 млрд драмов, а в 2008 году доросла до 858 млрд, то есть зафиксировала 4-кратный рост.

В 2003-2008 гг. двузначный рост экономки вписывался во все порочные тенденции мирового роста (4,7% в 2003-2008 гг.). Отдельные сферы экономики (недвижимость) накачивались долларами и лопались, как и во всем мире. Сокращение же мирового потребления привело к резкому падению горно-рудной промышленности, а стагнация на рынках основных партнеров Армении - к сокращению притока частных трансфертов.

Налогово-бюджетная сфера Армении чувствовала и вела себя соразмерно вышеозначенным тенденциям сугубо в количественном плане. Количественном! Расходы государственного бюджета Армении в 2003 году составили 364,6 млрд драмов, а к 2008 году доросли до 827 млрд. За 5 лет не было зафиксировано никакого качественного расширения, косвенным свидетельством чего может являться показатель соотношения госбюджета к ВВП. Так, в 2003 году расходы госбюджета составляли 22,4% от ВВП, а спустя 5 лет, в 2008 году - 22,7%. То есть, теневая экономика росла параллельно росту официальной. При этом дефицит госбюджета серьезно не менялся - до 1% от ВВП. Это означает лишь количественное расширение. Никакого развития - параллельно разбуханию ВВП соответственно росли и доходы государства.

Внешняя торговля также росла в этом потоке, однако характерной ее особенностью стало увеличение отрицательного торгового баланса. В 2003 году внешняя торговля оценивалась без малого в $2 млрд, а в 2008 году она доросла почти до $5,5 млрд. При этом экспорт с $685 в 2003 году дорос до $1,057 млрд в 2008 году, обеспечив за 5 лет рост в 54%. А импорт - с $1,279 млрд в 2003 году до $4,426 млрд в 2008 году, при росте в 244%. Опережающим темпам роста импорта способствовала монетарная политика властей, в частности, политика "плавающего" курса национальной валюты. Укрепляющийся драм способствовал бурному росту импорта и замещению им местного производства и экспорта. Отрицательное торговое сальдо покрывалось за счет частных трансфертов, объем которых был взаимосвязан с внешней торговлей. Поступающие из-за рубежа "диаспоральные" доллары менялись внутри страны на "дорогие" драмы, которые пускались на покупку импортных товаров, ввозимых монополистами из окружения власти. Эксперты справедливо заговорили о фактическом грабеже диаспоры.

1 января 2003 года основная валюта в Армении - доллар стоил 585 драмов, 1 января 2004 года - 566 драмов, 1 января 2005 года - 485 драмов, 1 января 2006 года - 450 драмов, 1 января 2007 года - 363 драма, 1 января 2008 года - 304 драма и 1 января 2009 года - 306 драмов. Несмотря на то, что Центральный банк упорно настаивал на объективности процесса укрепления национальной валюты, урон от этого объективного процесса экономике Армении был нанесен колоссальный. Сегодня правительство (кстати, под руководством бывшего главы ЦБ Тиграна Саркисяна) предпринимает сколь существенные, столь и малоуспешные попытки реанимации отечественного производства, загубленного в 2003-2008 гг. крепким драмом в угоду импортерам.

С другой стороны, крепкий драм, а также безудержный поток валюты в страну позволил сохранить низкий уровень внешнего госдолга. Более того, в драмовом эквиваленте Армения даже уменьшила внешний долг. Внешний долг в 2003 году составил $1,1 млрд или 621 млрд драмов, а в 2008 году - $1,577 млрд или 483 млрд драмов. Однако с выпрямлением курса драма 3-го марта 2009 года внешний госдолг Армении за день увеличился на 20%.

Кризис накрыл экономику Армении в самом начале 2009 года, до этого доходили лишь легкие колебания в виде сокращения частных трансфертов и снижения цен на сырье цветных металлов. В итоге в 2009 году экономика Армении сократилась больше, чем какая-либо другая экономика стран СНГ. Внешний долг возрос почти вдвое, ВВП сократился на 14,2%, дефицит бюджета достиг рекордных 7% ВВП (235 млрд драмов или четверть госбюджета). Сократилось производство промышленности, несмотря на существенную поддержку государства, сфера капитального строительства с 858 млрд драмов сократилась до 579 млрд драмов

Несмотря на то, что в 2010 году благодаря расширительной государственной политике ВВП восстановился до 3,5 трлн драмов и почти достиг докризисного уровня 2008 года, утраченное вернуть не удалось. И дело не в правительстве Армении, которое с удовольствием и дальше раздувало бы пузырь на рынке недвижимости и абсорбировало трансфертные доллары в отрицательном торговом балансе, но, как говорится, кино закончилось. Мировая экономика отказывается раздуваться на стимулировании потребления. Так что, современному руководству Армении приходится посещать производства и начинать вникать в вопросы реальной экономики - как помочь местному производству, чтобы оно зарабатывало деньги для себя и государства. Задачу же сравнения прошлого и нынешнего правительств Армении надо оставить бабушкам на лавочке, которые, может быть, и позабыли, что нынешний премьер Тигран Саркисян в "лихие докризисные" возглавлял Центробанк и фактически держал в руке "финансовый градусник" страны и со свойственной ему улыбкой наблюдал за зашкаливающей температурой. Уж он то точно должен был знать о цикличности экономического "температурного режима"!