Рубен Грдзелян: Взлеты и падения экономики Армении для бабушек на лавочке и прочих специалистов
Армения, 21 июня, 2011, 11:00 — ИА Регнум. Сравнительная оценка экономической деятельности прошлых и настоящих правительств - занятие весьма полезное, позволяющее определить динамику развития или, наоборот, упадка страны. Очевидно, такой анализ должен производиться с учетом всего комплекса вводных параметров - как внутренних, так и внешних. Следует констатировать, что в Армении данная задача, как и многие другие, связанные с необходимостью приложения интеллектуальных усилий, оказалась полностью провалена и деградировала в трансляцию чепухи и откровенного вранья. В политических и экспертных кругах страны бытуют грубые и политически ангажированные оценки, напрочь оторванные от глобальных экономических тенденций и простой логики.
Дебаты все больше сводятся к банальному - при том или этом правительстве было "лучше", потому что хлеб стоил дешевле, подъезды были чище, а трава зеленее. Претендующие на звание экспертов в области экономики политические пустозвоны утверждают, что правительство покойного
Не имея никакого намерения умалить вклад Андраника Маргаряна и руководимого им правительства в развитие страны, необходимо все же признать, что армянская экономика фиксировала динамичный рост и после его кончины (март 2007 года) вплоть до конца 2008 года, когда волна мирового кризиса докатилась до подножья Арарата.
Вписавшись абсолютно во все тенденции, характерные для развивающихся стран, Армения с 2003 года стала активно наращивать экономику. ВВП Армении в 2003 году составил 1,624 трлн драмов, в 2004 году - 1,9 трлн, в 2005 году - 2,242 трлн и так до 2008 года, когда он разбух до 3,646 трлн. Почему разбух? Потому что, агрессивное кредитование мировой экономики подпитывало и армянскую ее часть - маленькую, но отнюдь не автономную. Докризисный финансовый ливень в мировом масштабе выбивал пузыри в "армянской луже" - на рынке недвижимости, в горно-рудной промышленности и в виде масштабного притока частных трансфертов, активно перегоняемых на родину активной диаспорой (именно в эти годы армянскую диаспору стала называть "армянской нефтью и газом").
Обратимся к цифрам, которые мы имели до 2009, кризисного года. В 2003 году ВВП на душу населения составил 506 тыс. драмов, а к 2008 году - 1,127 млн драмов. Объем промышленного производства с 126 млрд драмов в 2003 году дорос до 739 млрд в 2008 году, в первую очередь вследствие роста мировых цен на цветные металлы и увеличение добычи в Армении. Здесь необходимо учитывать и рост производства стройматериалов, мотивированный агрессивным раздуванием пузыря на рынке недвижимости. Так, сфера строительства в 2003 умещалась в 238 млрд драмов, а в 2008 году доросла до 858 млрд, то есть зафиксировала 4-кратный рост.
В 2003-2008 гг. двузначный рост экономки вписывался во все порочные тенденции мирового роста (4,7% в 2003-2008 гг.). Отдельные сферы экономики (недвижимость) накачивались долларами и лопались, как и во всем мире. Сокращение же мирового потребления привело к резкому падению горно-рудной промышленности, а стагнация на рынках основных партнеров Армении - к сокращению притока частных трансфертов.
Налогово-бюджетная сфера Армении чувствовала и вела себя соразмерно вышеозначенным тенденциям сугубо в количественном плане. Количественном! Расходы государственного бюджета Армении в 2003 году составили 364,6 млрд драмов, а к 2008 году доросли до 827 млрд. За 5 лет не было зафиксировано никакого качественного расширения, косвенным свидетельством чего может являться показатель соотношения госбюджета к ВВП. Так, в 2003 году расходы госбюджета составляли 22,4% от ВВП, а спустя 5 лет, в 2008 году - 22,7%. То есть, теневая экономика росла параллельно росту официальной. При этом дефицит госбюджета серьезно не менялся - до 1% от ВВП. Это означает лишь количественное расширение. Никакого развития - параллельно разбуханию ВВП соответственно росли и доходы государства.
Внешняя торговля также росла в этом потоке, однако характерной ее особенностью стало увеличение отрицательного торгового баланса. В 2003 году внешняя торговля оценивалась без малого в $2 млрд, а в 2008 году она доросла почти до $5,5 млрд. При этом экспорт с $685 в 2003 году дорос до $1,057 млрд в 2008 году, обеспечив за 5 лет рост в 54%. А импорт - с $1,279 млрд в 2003 году до $4,426 млрд в 2008 году, при росте в 244%. Опережающим темпам роста импорта способствовала монетарная политика властей, в частности, политика "плавающего" курса национальной валюты. Укрепляющийся драм способствовал бурному росту импорта и замещению им местного производства и экспорта. Отрицательное торговое сальдо покрывалось за счет частных трансфертов, объем которых был взаимосвязан с внешней торговлей. Поступающие из-за рубежа "диаспоральные" доллары менялись внутри страны на "дорогие" драмы, которые пускались на покупку импортных товаров, ввозимых монополистами из окружения власти. Эксперты справедливо заговорили о фактическом грабеже диаспоры.
1 января 2003 года основная валюта в Армении - доллар стоил 585 драмов, 1 января 2004 года - 566 драмов, 1 января 2005 года - 485 драмов, 1 января 2006 года - 450 драмов, 1 января 2007 года - 363 драма, 1 января 2008 года - 304 драма и 1 января 2009 года - 306 драмов. Несмотря на то, что
С другой стороны, крепкий драм, а также безудержный поток валюты в страну позволил сохранить низкий уровень внешнего госдолга. Более того, в драмовом эквиваленте Армения даже уменьшила внешний долг. Внешний долг в 2003 году составил $1,1 млрд или 621 млрд драмов, а в 2008 году - $1,577 млрд или 483 млрд драмов. Однако с выпрямлением курса драма 3-го марта 2009 года внешний госдолг Армении за день увеличился на 20%.
Кризис накрыл экономику Армении в самом начале 2009 года, до этого доходили лишь легкие колебания в виде сокращения частных трансфертов и снижения цен на сырье цветных металлов. В итоге в 2009 году экономика Армении сократилась больше, чем какая-либо другая экономика стран
Несмотря на то, что в 2010 году благодаря расширительной государственной политике ВВП восстановился до 3,5 трлн драмов и почти достиг докризисного уровня 2008 года, утраченное вернуть не удалось. И дело не в правительстве Армении, которое с удовольствием и дальше раздувало бы пузырь на рынке недвижимости и абсорбировало трансфертные доллары в отрицательном торговом балансе, но, как говорится, кино закончилось. Мировая экономика отказывается раздуваться на стимулировании потребления. Так что, современному руководству Армении приходится посещать производства и начинать вникать в вопросы реальной экономики - как помочь местному производству, чтобы оно зарабатывало деньги для себя и государства. Задачу же сравнения прошлого и нынешнего правительств Армении надо оставить бабушкам на лавочке, которые, может быть, и позабыли, что нынешний премьер Тигран Саркисян в "лихие докризисные" возглавлял Центробанк и фактически держал в руке "финансовый градусник" страны и со свойственной ему улыбкой наблюдал за зашкаливающей температурой. Уж он то точно должен был знать о цикличности экономического "температурного режима"!