За неделю до очередного раунда переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта между президентами Азербайджана и Армении при посредничестве главы России Дмитрия Медеведева, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад связался по телефону с главой Армении Сержем Саргсяном и Азербайджана Ильхамом Алиевым. Оба телефонных разговора состоялись 19 июня.

Впоследствии появилась информации о том, что Ахмадинежад пригласил президента Азербайджана Ильхама Алиева на международную конференцию по борьбе с терроризмом, которая состоится 25-26 июня в Тегеране. Примечательно, что изначально на 25 июня анонсировались переговоры глав Азербайджана, Армении и России в Казани. Таким образом, при сохранении ранее заявленного графика, Ильхам Алиев посетить тегеранский саммита никак не мог. Однако 20 июня пресс-служба Кремля сообщила, что встреча в Казани состоится 24 июня. При таком раскладе поездка азербайджанского президента в Иран вполне может состояться. Тем более, что по мнению экспертов, Тегеран будет с нетерпением ждать ее итогов, а получить информацию из первых уст - от Ильхама Алиева, было бы для иранской стороны и вовсе идеально. Приглашен ли в Иран на тот же форум президент Армении, пока неизвестно.

Тем не менее, стоит напомнить, что 6 июня должен был состояться визит президента Ирана в Ереван, однако он был отложен практически в последний день "по согласованию сторон". Пресс-секретарь МИД Ирана Рамин Мехманпараст 6 июня заявил, что президент Ирана Махмуд Ахмадинежад обязательно посетит Армению в ближайшее время.

Интерес Ирана к карабахской проблеме имеет объективную причину. ИРИ - единственная страна, кроме Армении и Азербайджана, которая граничит с зоной конфликта. Иранские представители неоднократно заявляли, что участие третьих сил в процессе урегулирования создает риски для региональной безопасности. Тегеран категорически против дислокации в зоне конфликта миротворческих сил третьих стран. А именно это условие содержится в так называемых Мадридских (базовых) принципах урегулирования, которые будут предложены для согласования сторон 24 июня в Казани.