Одним из очевидных парадоксов так называемого "цивилизованного диалога" между властью Армении и оппозиционным блоком Армянский Национальный Конгресс (АНК) под руководством экс-президента Левона Тер-Петросяна является то обстоятельство, что от него совершенно дистанцировались "младшие партнеры" правящей Республиканской партии Армении (РПА) по коалиции власти - "Процветающая Армения" (ПА) и "Оринац Еркир". Возникает впечатление, что пресловутый "диалог" ведется исключительно между нынешними членами Армянского Общенационального Движения (АОД), являющегося костяком АНК, и его бывшими членами, ныне - представителями РПА.

Если относительно "Оринац Еркир" можно сказать, что ее лидер Артур Багдасарян, будучи секретарем Совета безопасности республики при президенте, по понятным причинам ограничен в возможностях давать собственные оценки текущему моменту внутренней политики, то этого никак нельзя сказать о "Процветающей Армении" и, тем более, ее руководителе, известном олигархе, депутате парламента Армении Гагике Царукяне. Факт, однако, состоит в том, что Царукян, не будучи связан номенклатурной этикой, также предпочитает ничего не комментировать. При этом близкие к структурам его партии источники утверждают, что в партии отслеживают ход диалога "власть-оппозиция" с огромным вниманием.

Предполагается, что молчание Царукяна связано с тем обстоятельством, что за его партией явственно прослеживается фигура второго президента Армении Роберта Кочаряна. А, по мнению многих местных аналитиков, именно подозрения относительно намерений Кочаряна вернуться в большую политику и стали одной из существенных причин кажущегося неожиданным ситуативного союза действующей власти с Тер-Петросяном. Причем говорится об этом несмотря на то, что сам Кочарян публично никогда подобных претензий не озвучивал.

Тем не менее, подобная версия весьма распространена, и порождена она тем, что в Армении, в отличие от России, изначально не сложился правящий тандем. Между тем, в 2008 году, когда Роберт Кочарян объявил, что, согласно закону, не намерен выдвигаться на третий президентский срок, а будет поддерживать кандидатуру премьера Сержа Саргсяна, существовала полная уверенность, что российская ситуация будет с точностью воспроизведена и в Армении, и Кочаряна ожидает пост главы правительства. Этого, однако, не случилось, об истинных причинах чего можно только гадать. Постепенно, несмотря на благожелательную тональность заявлений сторон, стало выясняться, что отношения между недавними соратниками слишком теплыми уже не назовешь. Впрочем, постепенно сошли на нет и благожелательные заявления, призванные подчеркнуть отсутствие противоречий.

Это поставило партию "Процветающая Армения" и ее руководителя в достаточно двусмысленную ситуацию. Олигарх Царукян по определению не может рисковать и вступать с властью в открытый конфликт - чревато для бизнеса. Однако в окружении Царукяна на неофициальном уровне пошли разговоры, будто "Процветающая Армения" может объявить о выходе из правящей коалиции и уйти в оппозицию. Президент отреагировал оперативно, предложив партнерам обновить коалиционный договор. Открыто отказаться от этого для Царукяна было немыслимо. Договор был "перезаключен" в феврале. Но симптоматично, что почти сразу после этого последовало несколько заявлений, в том числе и со стороны самого Царукяна, о том, что пребывание в коалиции ограничивается определенными временными рамками, и на будущие парламентские выборы его партия пойдет самостоятельно, вне коалиционного формата.

В отличие от "Оринац Еркир", практически растерявшей свой электорат, "Процветающая Армения" вполне может самостоятельно штурмовать парламент и рассчитывать при этом на достойный результат, поскольку обладает определенным уровнем общественной поддержки благодаря специфической харизме своего руководителя. А если к этому добавить и возможности ее "теневого лидера" Роберта Кочаряна, то легко предположить, что РПА может ожидать совсем не простая избирательная кампания.

Все эти обстоятельства очевидны для сторон политического процесса в стране. Именно поэтому нынешнее сближение между президентом и Левоном Тер-Петросяном, по ряду свидетельств, все больше начинает тревожить политика-олигарха. Взять назад заявление о намерении самостоятельно участвовать в парламентской кампании чревато для Царукяна значительным падением его не только политического, но и личного авторитета. В то же время он понимает, что договоренности между властью и АНК относительно представительства в Национальном собрании нового созыва могут ущемить интересы "Процветающей Армении". По мнению некоторых наблюдателей, возможные договоренности Сержа Саргсяна с Левоном Тер-Петросяном могут произойти за счет партии Царукяна и неизбежно приведут к существенному сокращению ее места и роли во внутриполитической жизни. То есть, "Процветающая Армения" ощущает себя потенциальной жертвой начавшегося диалога и, видимо, ищет возможности для минимизации его негативных последствий.

Одной из таких возможностей может стать присоединение "Процветающей Армении" к традиционному требованию АНК о проведении внеочередных парламентских выборов. Это предположение может показаться неожиданным лишь на первый взгляд. Учитывая, что АНК к выборам пока не готов, даже благожелательное отношение власти вряд ли может обеспечить Конгрессу вожделенное число мандатов, если выборы, как принято говорить, состоятся завтра. "Процветающая Армения", напротив, обладает немалым организационным, пропагандистским и материальным ресурсом, позволяющим без раскачки войти в предвыборную кампанию.

При этом ничего слишком "оппозиционного" в таком требовании уже не будет, поскольку главный аргумент власти в диалоге с Конгрессом, гласящий, что для внеочередных выборов нет ни политических, ни правовых оснований, начал вызывать определенные сомнения. Дело в том, что при наличии "соответствующих оснований" Конституция страны не предполагает никаких временных ограничений на роспуск парламента. А такие "основания" формально найдены. Одна из оппозиционных газет выяснила, что еще в декабре прошлого года парламент не обсудил пакет правительственных предложений, касающихся повышения цен на уборку и вывоз бытового мусора. Причина понятна - депутаты не пожелали связываться с явно непопулярным законопроектом и вызывать в обществе очередную волну недовольства перманентными подорожаниями услуг. Однако выясняется, что законопроект был внесен правительством в качестве неотложного. И в этом случае отказ парламента от обсуждения является законным основанием для роспуска парламента.

Другой вопрос, что правом инициировать соответствующую процедуру обладают президент, спикер Национального собрания и премьер-министр. Все они делать этого явно не собираются. Но если соответствующее требование начнет звучать не только со стороны АНК, но и крупнейшего союзника по властной коалиции, власть может оказаться в щекотливой ситуации.