"Для того чтобы объективно оценить финансовую ситуацию в авиакомпании airBaltic, необходимо дождаться результатов аудита, который проводит аудиторская компания KPMG", - заявил министр сообщения Латвии Улдис Аугулис (СЗК) сегодня, 14 июня, на пресс-конференции в Министерстве сообщения, посвященной ситуации с компанией airBaltic, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Аугулис подчеркнул, что заявления министра экономики Артиса Кампарса ("Единство") о плохой финансовой ситуации в компании уже повлекли убытки, повлияв на продажу билетов, а также коснулись других отраслей - туризма и деятельности Рижского аэропорта.

"Подобные заявления не несут компании ничего хорошего", - сказал Аугулис. Комментируя мотивы заявлений Кампарса, министр сообщения предположил, что они связаны с началом предвыборной кампании.

Аугулис сообщил, что Кампарс не обращался в Минсообщения с информацией о тревожной финансовой ситуации в airBaltic. "Я надеюсь, что Кампарс, если в его распоряжении на самом деле есть такая информация, обратится с ней в правоохранительные органы", - сказал Аугулис. Он добавил, что Кампарсу перед тем, как делать публичные заявления, следовало бы оценить политическую ответственность за такой шаг.

"Однако всю ответственность за ситуацию в национальной авиакомпании Air Baltic Corporation (airBaltic), согласно существующему договору акционеров, должен взять на себя частный акционер и руководитель авиакомпании Бертольт Флик", - заявил министр сообщения. Он подчеркнул, что, согласно заключенному в 2009 году договору акционеров, руководство авиакомпанией находится в руках частных акционеров.

Аугулис заявил также, что все спекуляции вокруг финансовой ситуации в airBaltic безосновательны. "На предприятии ведется аудит, и его результаты будут сообщены руководству 4 июля. Ясно, что до 2012 года авиакомпании нужны вложения в приобретение новых самолетов, поэтому правительству после аудиторского заключения нужно будет принять решение, должно ли государство как крупнейший акционер участвовать в этом процессе", - сказал министр.

Вчера, 13 июня, руководство Минсообщения встретилось с членами совета авиакомпании и заслушало их доклад о финансовой ситуации на предприятии. Ранее ИА REGNUM уже писало о том, что министр сообщения Аугулис указал, что заявления министра экономики Артиса Кампарса ("Единство") о финансовой ситуации в airBaltic негативно повлияли на продажи билетов, которые снизились на 15%.

Аугулис отметил, что смотреть нужно на работу не только airBaltic, но и аэропорта, так как airBaltic прямыми или транзитными рейсами перевозит 65% пассажиров, или 12 тыс. в день. "Это доходы аэропорта тоже. Можно ли публично играть судьбой двух компаний? Следующее на очереди - предприятие Latvijas gaisa satiksme ("Латвийское воздушное сообщение"), которое также вовлечено во все это", - заявил министр. Комментируя заявление Кампарса о том, что проблемы airBaltic нужно решать агрессивным вмешательством, Аугулис сказал, что вначале нужно дождаться аудиторского заключения 4 июля, а затем уже принимать решения.

Президент airBaltic Бертольт Флик заявил вчера, что он как ответственный руководитель не допустит в авиакомпании некомпетентных политических ставленников. В своем заявлении для СМИ Флик указал, что пришел момент, когда глава правительства Валдис Домбровскис должен озвучить свою позицию по данному вопросу, иначе его молчание можно истолковать как точку зрения всего правительства.

Флик заявил, что "агрессивное перенятие компании", о котором говорит Кампарс, нужно расценивать как силовой захват, в том числе оперативного управления, которое гарантирует безопасность полетов. "Как глава и совладелец airBaltic я могу заявить, что действия Кампарса напоминают методы советской власти", - сказал Флик.

Он напомнил, что руководит авиакомпанией с 2002 года, когда было перевезено 200 тысяч пассажиров. У airBaltic тогда было всего пять самолетов, и компания терпела убытки. Под его руководством компания увеличила число пассажиров до 3,5 миллионов, а самолетов - до 34 и стала крупнейшей в Балтийском регионе, получив за свои достижения ряд международных наград.

В свою очередь, сегодня, 14 июня, мэр Лиепаи Улдис Сескс (Лиепайская партия) в эфире Rietumu Radio сравнил публичный конфликт Кампарса и Аугулиса в связи с национальной авиакомпанией аirBaltic с автомобильными гонками, которые одни зрители посещают, чтобы порадоваться достижениям спортсменов, а другие ждут лишь аварий. "Одна часть зрителей идет на ралли, чтобы посмотреть на хорошие достижения спортсменов, а другая часть ждет, когда какая-нибудь машина перевернется на повороте. Мне кажется, что эти бои вокруг аirBaltic похожи - одни рады тому, что компания развивается, а другие насмехаются, что ничего не получится", - сравнивает Сескс.

Он считает, что публичные негативные высказывания о каком-либо коммерческом предприятии связаны с риском потери клиентов. "Уже есть первые признаки, что число клиентов авиакомпании уменьшилось. Это ухудшает ситуацию в компании", - говорит мэр Лиепаи.

Он считает, что возможные проблемы аirBaltic нужно решать внутри компании, и в этом случае не важно, что совладелец компании государство. "Чтобы авиакомпания развивалась, нужно покупать новые самолеты, и ясно, что показатели прибыли не могут быть блестящими", - говорит Сескс. Он также надеется, что после реконструкции Лиепайского аэропорта аirBaltic вернется в Лиепаю и, как и несколько лет назад, будет обеспечивать регулярные воздушные перевозки в Ригу, Копенгаген и Гамбург.

Как уже сообщало ИА REGNUM, 10 июня министр экономики Артис Кампарс ("Единство") признал, что национальная авиакомпания AS Air Baltic Corporation (airBaltic) за первые пять месяцев 2011 года потерпела убытков на 37,11 миллиона долларов и близка с неплатежеспособности. Как пояснил Кампарс, он допускает, что столь крупные убытки были созданы руководством компании намеренно, с тем, чтобы "выкачать из предприятия деньги". Вчера, 13 июня, министр экономики Артис Кампарс ("Единство") заявил Латвийскому радио, что лучший выход из создавшейся ситуации - прямо сейчас агрессивно получить, как минимум, информацию об airBaltic, а также перехватить менеджмент у руководства компании, уже показавшего свою неспособность обеспечить государству достаточную информацию, аудит и понятное, четкое видение будущего развития предприятия.