Директор Центра исследований Восточной Азии и Шанхайской организации сотрудничества Института международных исследований МГИМО (У) МИД России Александр Лукин в своем материале в журнале "Россия в глобальной политике" отметил, что Пекин настроен на подключение к ШОС Монголии и Туркмении. "В принципе, против этого никто не возражает. Принятие Монголии, довольно активно сотрудничающей в качестве наблюдателя, закрыло бы единственную территориальную брешь в самом центре пространства ШОС", - считает доктор исторических наук. По его мнению, Туркмения, обладающая, как и Монголия, значительными природными ресурсами, могла бы играть важную роль в энергетическом сотрудничестве.

"Кроме того, последнее время эта страна проявляет активность на афганском направлении, и недавно выступила с инициативой начать в Ашхабаде переговоры в рамках внутриафганского диалога, ссылаясь на опыт проведения переговоров по урегулированию в Таджикистане. Впрочем, ни Монголия, ни Туркмения большого интереса к полноправному членству в ШОС не проявляют и официального обращения по этому поводу не направляли. Можно было бы только приветствовать усилия Пекина по стимулированию интереса Улан-Батора и Ашхабада к участию", - резюмировал российский эксперт.

Как уже сообщало ИА REGNUM, 15 июня в Астане (Казахстан) состоится юбилейный саммит глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Членами данной международной организации являются Казахстан, Китай, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Пакистан, Индия, Иран, Монголия имеют статус государств-наблюдателей. В 2009 году на саммите в Екатеринбурге введен новый статус - "партнера по диалогу", его предоставили Шри-Ланке и Белоруссии. Интерес к установлению контактов с ШОС проявляют Египет, Непал, Сербия, Катар, Азербайджан, Турция и другие страны. В июне 2010 года на заседании саммита глав-государств в Ташкенте было одобрено положение о порядке приема новых членов.