В Литве продолжаются острые дискуссии об интеграции национальных меньшинств, представители которых такую интеграцию называют ассимиляцией. Однако литовские власти продолжают упорно проводить реформу образования, которая фактически переводит образование в школах нацменьшинств на литовский язык.

ИА REGNUM сегодня, 6 июня, публикует перевод статьи лидера правящего Саюдиса либералов депутата Сейма Альгиса Чапликаса.

"Руководитель Избирательной акции поляков Литвы Вальдемар Томашевский (особенная активность была проявлена перед выборами самоуправлений) не раз жаловался на неудовлетворительное положение поляков в Литве, а между тем закончивший президентскую каденцию Валдас Адамкус все находил случай упрекнуть нынешних руководителей государства, что мол они "за одну ночь" разрушили отношения Литвы с Польшей, которые, по его убеждению, были "золотыми".

Несомненно, можно неосторожно, из-за непонимания, или даже умышленно разрушить то, что создавалось годами, но давайте будем честными и ответим на главный вопрос: когда разгорелось недовольство поляков написанием личных имен и названий местностей, развития культуры, возвращения прав собственности на землю, польских СМИ и законотворчества - сегодня, десять лет назад, или так было всегда?

В 1990-1995 гг. Литва жила освобождением из объятий советской империи, мы были солидарны с поляками, поддерживали друг друга, шли вместе. В 1995-2000 гг. начали устанавливаться нормальные межгосударственные отношения с Польшей - тогда уже не было больше приподнятых настроений, и каждое государство в отдельности закреплялось в международном экономическом пространстве, готовилось к вступлению в Евросоюз и НАТО. С 2000-го началось десятилетие литовско-польских отношений, которое В.Адамкус вспоминает как "золотой век", который вдруг закончился.

Однако действительно ли проблемы польского меньшинства в Литве начались только сейчас и вдруг, и действительно ли теплые отношения двух президентов, частые визиты, пожатие рук при встречах в Брюсселе, обмен рождественскими открытками отражают истинные отношения между государствами и положение поляков в Литве?

На мой взгляд, польская проблема возникла именно во вспоминаемом с ностальгией "золотом веке", когда вся община проживающих в Литве поляков стала продавцами магазинов "Максима", водителями и рыночными торговцами (да не обидятся люди упомянутых профессий). В последнее десятилетие в Литве происходила не интеграция поляков, а сегрегация, поэтому я не вижу основания для того, чтобы бывший глава страны мог радоваться прекрасными отношениями. За "золотое" десятилетие отношений вопросы написания польских фамилий и названий местностей не сдвинулись с места, а между тем Закон об образовании был запутан окончательно.

Хочу подчеркнуть, что внесенные мной и Йонасом Лесисом и принятые Сеймом поправки к Закону об образовании, против которых также выступал В.Томашевски, не будут дискриминировать поляков, а как раз помогут им, не теряя национальной идентичности, интегрироваться в общественную жизнь, легче получить высшее образование, найти хорошо оплачиваемую работу и конкурировать во всех сферах рынка труда.

Наверное, всем ясно, почему поляку, выросшему только в говорящей по-польски общине, и даже окончившему среднюю школу с высокими оценками, трудно вырваться из Шальчиннкая, Девянишкеса или Пабярже, почему поляку, получившему диплом Белостокского университета, практически невозможно найти высокооплачиваемую работу в Вильнюсе. Однако совсем не ясно, почему руководители Избирательной акции поляков Литвы не побуждают своих соотечественников интегрироваться, а наоборот - призывают замкнуться от мира, "порождают" целые поколения чернорабочих и обрекают своих соотечественников только на тяжелую и низкооплачиваемую работу. Вырвавшееся у В.Томашевского в эмоциональном запале предложение самим литовцам интегрироваться в Вильнюсском крае только подтверждает его желание напрасно разжигать распри и нежелание помочь своим соотечественникам.

За это десятилетие отношения литовцев и поляков совсем не изменились. Вряд ли литовцев больше возмутило бы, будь разрешено писать названия улиц на локальной территории на двух языках. Разве литовский язык обеднел бы и возникла какая-то другая опасность, если бы поляки в личных документах писали бы фамилии на своем родном языке? Думаю, что нет. Однако я убежден, что живущие в Литве поляки основное образование должны окончить на литовском языке. К сожалению, пока политики копались в мелочах, целое поколение поляков выросло в отрыве и сегодня, по крайней мере, карьерой действительно не может похвастаться.

Не следует забывать, что польская община всегда имела своих представителей в советах самоуправлений, а в Шальчининкайском и Вильнюсском районах - абсолютное большинство. Приближаются выборы в Сейм, и я не сомневаюсь, что у поляков будет, по меньшей мере, четыре мандата в парламенте - и это очень хорошо. Будь моя воля, я бы уменьшил квоту национальным меньшинствам, потому что их пребывание в парламенте не ассимилирует, а интегрирует как в общественную, так и в политическую жизнь.

Стало быть, искусственная истерия по поводу якобы существующей дискриминации поляков не решит проблем, которые накапливались в течение десятилетия.

P.S. Вопрос о том, почему руководители Избирательной акции поляков Литвы очень не любят своих соотечественников, толкая их в тупик, "запирая" в "Максимах" и почему они путают интеграцию с ассимиляцией, оставляю открытым".