ИА REGNUM продолжает публикации в рамках проекта "Борьба за Арктику". 2 июня на Соловецком форуме "Геополитика Арктики" свой доклад представил вице-президент Академии геополитических проблем, заведующий кафедрой культурологии и глобалистики Балтийского государственного технического университета "Военмех" (Санкт-Петербург) Игорь Кефели. ИА REGNUM публикует его доклад на тему "Арктика в контексте глобальной геополитики".

"Арктика - единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры. Площадь около 27 млн. кв. км; иногда Арктику ограничивают с юга Северным полярным кругом (66o 33, с. ш.), в этом случае её площадь составит 21 млн. кв. км. Gо особенностям рельефа в Арктике выделяют: шельф с островами материкового происхождения и прилегающими окраинами материков и Арктический бассейн. Область шельфа занята окраинными морями - Баренцевым, Карским, Лаптевых, Восточно-Сибирским и Чукотским. Рельеф суши российской Арктики преимущественно равнинный; местами, особенно на островах, гористый. Центральная часть - Арктический бассейн, область глубоководных котловин (до 5527 м) и подводных хребтов.

Шельф - выровненная часть подводной окраины материков, прилегающая к берегам суши и характеризующаяся общим с ней геологическим строением. Глубины края шельфа обычно составляют 100-200 м, в отдельных случаях достигают 1500-2000 м. Общая площадь шельфа - около 8% площади Мирового океана.

Континентальный шельф России, богатый месторождениями нефти и газа, составляет площадь 4 млн кв. км. Извлекаемые ресурсы углеводородного сырья оцениваются в 90-100 млрд. тонн. Разработка нефтяных и газовых месторождений континентального шельфа может принести нашей стране более $200 млрд. 1 рубль инвестиций в добычу на шельфе принесет примерно 70 рублей дохода. Для России освоение шельфа - это главный способ остаться европейским энергогарантом в XXI веке.

Протяженность границ Российской Федерации - 60 932 км. Из них 22 125 км составляют сухопутные границы (в том числе 7616 км по рекам и озерам). Протяженность морских границ России составляет 38 807 км. Из них: d Балтийском море - 126 км; в Черном море - 389 км; в Каспийском море - 580 км; в Тихом океане и его морях - 16 998 км; в Северном Ледовитом океане и его морях - 19 724 км.

Россия граничит с 18-ю признанными ею государствами: с 16-ю имеются сухопутные границы, с 2 только морские (США, Япония). В Арктике Россия имеет границы с Норвегией (196 км - сухопутная, 153 км - по рекам и озерам, 23 км - в Баренцевом море).

Мадлен Олбрайт, будучи государственным секретарем США, заявила о России следующее: "Раз Сибирь принадлежит одной стране, ни о какой высшей справедливости говорить не приходится". Географические особенности России и ее природные богатства можно назвать настоящим вызовом. "Новый мировой порядок будет строиться против России, на руинах России и за счет России" (З. Бжезинский).

Вопросы о национальной принадлежности недр арктического региона, в которых, по предварительным оценкам, залегает до 25 проц. всех неразведанных ресурсов нефти и газа в мире, для многих северных стран стали первоочередными, что, повысило вероятность столкновения национальных интересов в Арктике и возникновения там кризисных ситуаций. Большое влияние на возрастание интереса к данному региону оказало глобальное потепление, обусловившее обширное таяние ледников. Особенно остро в этом плане стоит вопрос о разделе арктического шельфа.

На пути реализации энергетических проектов в Арктике остается два основных препятствия: неурегулированный юридический статус многих полярных территорий и недостаточная техническая готовность к работе в столь суровых условиях. России теперь приходится доказывать свои права на территории, которые ранее официально принадлежали ей. В 1920-х гг. СССР, Норвегия, Дания, США и Канада условились считать воду и острова в пределах полярного сектора государства частью территории этой страны. России, таким образом, достался самый большой сектор, образуемый Чукоткой, Северным полюсом и Кольским полуостровом. На всех отечественных картах советского периода сектор отмечался как часть СССР. В 1982 г. была подписана Конвенция ООН по морскому праву, которая определяла, как должны пройти границы по дну Северного Ледовитого океана. Согласно документу, границы экономической зоны прибрежных государств были установлены на расстоянии 200 морских миль (370 км) от берегов материка и островов. В пределах этой зоны государствам разрешалось распространять свой суверенитет на морское дно, разведывать и разрабатывать залегающие под ним природные ресурсы.

Кроме 200-мильной зоны конвенция установила особый статус для континентального шельфа, предусмотрев возможность расширения границы экономической зоны, если страна докажет, что шельф простирается за пределы 200-мильной зоны. В 1997 г. Москва ратифицировала конвенцию и таким образом утратила права на "русский треугольник". Россия восстанавливает свои возможности по защите собственных интересов в многополярном мире.. Главным конкурентом Москвы на ближайшие 12 лет остается Вашингтон, главной причиной конфликтов - контроль над энергетическими ресурсами.

На текущий момент в Арктике выявлено более 20 крупных нефтегазовых месторождений. Для 10 из них перспективность разработки уже доказана. Согласно подсчетам Минприроды РФ на площади 6,2 млн. кв. км сосредоточены запасы в 15,5 млрд тонн нефти и 84,5 трлн кубометров газа. Самым известным, несомненно, является Штокмановское месторождение, расположенное в российской шельфовой зоне Баренцева моря. Его запасы оцениваются в 3,7 трлн кубометров газа и порядка 31 млн. тонн газоконденсата. Стоит также упомянуть о биоресурсах арктического шельфа, на котором сосредоточены крупные запасы рыбы. Помимо этого, по данной территории проходит Северный морской путь, значимость которого как транспортной магистрали неуклонно растет. Это значит, что в ближайшей и среднесрочной перспективе следует ожидать активизации деятельности в полярных широтах.

Следует отметить, что руководство России, наконец начало проводить активную деятельность восстановлению утраченных позиций на Северных границах В 2007-2011 году в Арктике побывали целый ряд российских экспедиций, которые собирают данные, необходимые для предоставления заявки в Комиссию ООН по шельфу. Тем самым, Россия намерена заявить свои претензии на подводный хребет Ломоносова, находящийся за пределами 200-мильной зоны. Эта область, по приблизительным оценкам, содержит 4-9 млрд. тонн условного топлива.

Можно утверждать, что главными участниками предстоящей битвы за Арктику станут Россия, Канада и США. Первые две державы - в силу историко-географических факторов, а Соединенные Штаты еще и в связи с агрессивной политикой, предусматривающей глобальный контроль над мировыми энергоресурсами. В докладе,, подготовленном комиссаром ЕС по внешней политике Хавьером Соланой, говорится, что глобальное потепление приведет к опасному столкновению России с Западом из-за огромных минеральных богатств Арктики.

Новейшая история показывает, что стабильность отстаивания национальных интересов государства, его влияние не только на внутригосударственные, но и на мировые проблемы слагается из нескольких составляющих:

- стабильная политическая ситуация в стране;

- экономическая стабильность, высокая потребительская способность населения, низкий уровень безработицы;

- наличие или доступ к сырьевым ресурсам;

- наличие высоких технологий и большой интеллектуальный ресурс, который может привлекаться в своих интересах и из других стран;

- возможность информационного влияния на общественное мнение через медиаресурсы.

Суть военно-политической стратегии США на ХХI век формулируется следующим образом: "Перед нами мрачная перспектива мира, в котором слишком много людей и слишком мало ресурсов; мира, в котором стремление к сохранению жизненного уровня в развитых государствах будет находиться в прямом противоречии, с намерением выжить в других странах. Это будет мир, в котором военная сила будет означать все; только сила может способствовать упорядоченному, хотя и неравному распределению дефицитных товаров. Сила потребуется для того, чтобы заставить развивающиеся и авторитарные страны не использовать важное сырье как средство политического или экономического шантажа. И только наша подавляющая Морская мощь сможет обеспечить наши доминирующие мировые позиции и безопасность наших морских коммуникаций". p>

12-13 мая 2011 г. в столице Гренландии Нууке собрались главы МИД стран-участниц Арктического совета (Россия, США, Канада, Норвегия, Дания, Швеция, Финляндия и Исландия), которые договорились об укреплении этой организации. Согласно подписанному соглашению у совета в норвежском городе Тромсе появится постоянный секретариат. С помощью этой структуры предполагается регулировать отношения с государствами, намеренными также принять участие в дележке арктических недр. Дело в том, что помимо постоянных членов в состав Арктического совета (Россия, США, Канада, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция и Исландия) могут входить наблюдатели, которых уже 26. В настоящее время такой статус хотят получить Китай, Индия и Южная Корея, а также многие другие. Немало стран, не входящих в совет, тем не менее, хотят "оттяпать кусочек арктического пирога", а для этого они могут попытаться с позиций наблюдателей превратить Арктику "в общечеловеческое достояние по образцу Антарктики". Понятно, что Москва, как и другие члены Арктического совета, намерена этого не допустить.

В середине января 2011 г. организационные вопросы, связанные с созданием "мини-НАТО" обсуждались на Североевропейском саммите. Он проходил в Лондоне под председательством британского премьера Дэвида Кэмерона. В работе саммита участвовали лидеры Исландии, Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии, Эстонии, Латвии и Литвы. И снова никто не скрывал, что задачей нового альянса является координация действий по "сдерживанию усилий России по межеванию и освоению арктического шельфа и природных ресурсов Арктики". Однако следует учитывать, что Россия первой провела геологические исследования этого района и установила, что подводные хребты являются продолжением Сибирской континентальной платформы. В 2001 году Москва подала соответствующую заявку в Комиссию ООН по морскому праву, но она была отклонена за отсутствием достаточных доказательств. В 2007 году в регион направилась экспедиция Чилингарова, которая установила российский флаг из титана на дне Северного Ледовитого океана и привезла пробы почвы. Эта экспедиция, как отметили многие западные СМИ, продемонстрировало миру способность России подкрепить свои территориальные претензии физическим присутствием в регионе. Но этого недостаточно для оформления права на этот регион. А новая заявка так и не готова. Ранее речь шла о том, что она будет подана в 2011 году, а теперь срок сдвинут на 2013 год. Будет ли она удовлетворена - большой вопрос.

Арктика в глобальной сети транспортных коммуникаций.

Европейский исследовательский центр в Испре (Италия) при помощи Всемирного банка проделали титаническую работу, составив мировую карту всех автомобильных, железнодорожных, морских и речных дорог на планете Земля. Они рассчитали время движения по каждому из типов транспортных путей, а также внесли задержки на пересечение национальных границ (от 1 до 240 минут) и физический рельеф местности. В итоге они получили универсальную карту, показывающую, насколько быстро в каждую точку планеты можно добраться от ближайшего города с населением минимум 50 000 жителей (без учёта авиатранспорта). Некоторые результаты исследования вызывают удивление. Оказывается, 90% нашей планеты находится в 48-часовой зоне доступности. Даже в таких, казалось бы, "неосвоенных" территориях как Бразилия (с лесами Амазонки), 80% территории находится в этой зоне.

Россия реанимирует Северный морской путь (СМП). Этот маршрут протяженностью 6 тыс. км проходит вдоль всего северного побережья России. Он активно использовался в советские годы, однако с развалом СССР пришел в упадок. Теперь его планируют возродить и сделать важным транспортным коридором между Европой и Азией. Начало международного транзита уже положено: прошлым летом норвежская судоходная компания Beluga Shipping GmbH решилась на риск и отправила коммерческий груз Северным морским путем. Все прошло успешно, хотя это не значит, что завтра на СМП возникнет плотное движение кораблей. Севморпуть - маршрут теоретически привлекательный. Он почти вдвое короче других морских путей из Европы на Дальний Восток. От Санкт-Петербурга до Владивостока по нему около 14,3 тыс. км, в то время как через Суэцкий канал - 23,2 тыс. километров. Из европейских портов в китайские и японские получается примерно такая же разница. Например, из Гамбурга (Германия) в Иокогаму (Япония) по СМП - 12 тыс. км, а через Суэцкий канал - 20,5 тыс. километров. Это разница в расстоянии может "конвертироваться" в 10 - 13 дней хода и обеспечить экономию на одном судне до $300 тысяч.

Усиление геополитического статуса России в Арктике.

Возвращение русской Арктики началось с российской научной экспедиции "Арктика 2007", которая в августе 2007 г. осуществила глубоководное погружение на дно Северного Ледовитого океана, ставшее не только первым в истории фактом пребывания человека на дне под Северным Полюсом, но и началом геополитического проекта возвращения русской Арктики. Среди основных задач экспедиции были как чисто научные, так и политические, а точнее геополитические: помимо взятия пробы грунта дна Северного Ледовитого океана и образцов животного мира, перед российскими учеными стояла цель обозначить границы российского континентального шельфа, простирающегося в Северный Ледовитый океан. Геополитический смысл этого исследования состоит в том, что в случае принадлежности океанических арктических хребтов Ломоносова и Менделеева к российскому континентальному шельфу Россия сможет обосновать свои совершенно естественные претензии на прилегающую к ней территорию Арктики. Важнейшим обстоятельством сложившийся ситуации является тот факт, что арктическая территория, на которую претендует Россия, на протяжении долгого времени и так считалась русской: этот сектор на всех отечественных географических картах отмечался как советский, а затем - российский. Но так было до появления международной Конвенции ООН по морскому праву, ратифицировав которую мы сократили нашу внешнюю северную границу, потеряв оставшуюся часть Ледовитого океана, в том числе собственный сектор Северного полюса. Дело в том, что согласно Конвенции ООН по морскому праву, только прибрежная 200-мильная арктическая зона может находиться в распоряжении стран, к которым она примыкает, тогда как остальная территория, непосредственно примыкающая к Северному полюсу, является никому не принадлежащей землей. В том случае, если границы континентального шельфа страны простираются за пределы обозначенной 200-мильной зоны, допускается расширение принадлежащей этой стране территории.

Таким образом, согласно нормам международного права, территория Арктики прилегает, а значит, может быть разделена между 5 государствами: Россией, Данией (за счет Гренландии), Норвегией, Канадой и США (за счет некогда русской Аляски). Однако до сегодняшнего дня целый ряд стран в обход России делили всю арктическое пространство между собой, в том числе и непосредственно русский ее сектор. По мнению отечественных ученых, Сибирский континентальный шлейф действительно простирается в Северный Ледовитый океан и именно к нему принадлежат два океанических арктических хребта - Ломоносова и Менделеева. И после предъявления всех соответствующих научных данных, Россия сможет обрести - а точнее, вернуть себе территорию площадью 1 миллион 200 тысяч квадратных километров - площадь нескольких европейских стран вместе взятых, образующая так называемый арктический "русский треугольник".

В настоящее время вследствие глобальных изменений мировой политики геополитическая и военно-стратегическая роль Севера повысилась. Арктика, играющая роль буфера между основными мировыми центрами - США, Западной Европой, Россией, Японией и Китаем, становится полигоном территориальной, ресурсной и военно-стратегической игры. Российская Арктика - регион особых геостратегических интересов государства и долгосрочных экономических интересов общества, прежде всего с точки зрения освоения и рационального использования природных ресурсов и обеспечения глобального экологического равновесия. Для формирования целостной системы стимулов развития арктической зоны необходимо разработать и принять специальный закон, в котором были бы закреплены основы государственной политики и механизмы её реализации в Арктике.

Долговременные интересы США, ведущих борьбу за сохранение за собой глобальной гегемонии (а это признается теперь в самой Америке), лежат в сфере обеспечения контроля над мировыми ресурсами и территорией. А это, прежде всего, евразийский континентальный массив, представленный главным образом Россией и Китаем. Эти страны считаются основными потенциальными препятствиями на американском пути к господству в мире. Эволюция военных доктрин, систем военно-стратегического базирования прослеживается в направлении стремительного повышения значения территории, пространства. Особенностью современных войн является сочетание точечных, бесконтактных действий с помощью бомб и ракет с широкими стрелково-танковыми и другими наземными армейскими операциями. Поэтому вполне обоснованно было недавнее решение о формировании сил обеспечения безопасности в Арктике с привлечением воинских подразделений ВДВ Российской армии. В свете сказанного выявляются некоторые противоречивые особенности военного использования Арктики. Ее растущее значение как места дислокации баз и объектов стремительно расширяющейся военной инфраструктуры, как военного форпоста бесспорно. Но использование ее как театра наземных военных действий, определяющих судьбы войн, в силу негостеприимных географических условий достаточно ограничено".