В последние дни в Армении муссируются слухи относительно предстоящей в середине июня отставки исполнительного директора Фонда национальной конкурентоспособности Армении (ФНКА) Бекора Папазяна. О намерении добровольно оставить должность заявил сам Папазян, сообщив при этом, что принятое им решение "стало результатом долгих размышлений". При этом Совет попечителей Фонда считает, что работал исполнительный директор хорошо, обязанности свои выполнял добросовестно, а в период его руководства "был начат ряд важных программ".

Фонд национальной конкурентоспособности - независимая структура, созданная при поддержке армянского правительства представителями бизнес-сообщества Армении, России, США и Евросоюза. Заявленная цель - посредством развития приоритетных сфер экономики страны достичь повышения уровня конкурентоспособности республики на международных рынках товаров и услуг.

В чем же причина отставки Папазяна, если его работа удовлетворяла Совет попечителей ФНКА? Исполнительный директор Фонда был одним из инициаторов создания так называемого "южного туристического коридора", который включены территории ряда южных регионов Армении, находящихся к северу от армяно-иранской границы в областях Сюник и Вайоц Дзор - винодельческого района Арени, старинного монастыря Татев, курортного города Джермук, славящегося целебной минеральной водой, и некоторых других. Развитие этого проекта, по словам самого Папазяна, должно существенно увеличить число посещающих Армению туристов. В рамках проекта были сделаны значительные инвестиции. В том числе - построена самая длинная в мире канатная дорога, связавшая древний монастырский комплекс Татев с селом Алидзор, откуда начинается локальный маршрут осмотра этого уникального историко-архитектурного памятника.

Канатная дорога получила название "Крылья Татева" (на древнеармянском языке - грабаре - Татев означает "дай крылья". По легенде, с такой просьбой обратился к Богу мастер, который возвел монастырь. Мастер получил вожделенные крылья и куда-то улетел, а храм стал местом паломничества едва ли не со времен принятия Арменией христианства в IV веке. "Крылья Татева" - сооружение длиной 5 км. 800 метров, наибольшая высота трассы над ущельем составляет 360 метров. Пассажирская кабина вмещает 25 человек и движется со скоростью около 40 км/час, что позволяет преодолевать маршрут за 11 минут. Помимо уникальной канатной дороги, развитие туристической инфраструктуры края предусматривает создание ряда гостиничных комплексов - по словам Бекора Папазяна, "там, где их можно возводить, не увеличивая давление на среду". Возле памятников культуры и природных достопримечательностей, которыми изобилует этот регион, такое строительство не предусмотрено.

Однако теперь выясняется, что в местности Сваариц близ Татева предусмотрено начать эксплуатацию месторождения железа. Как пишет газета "Этк" ("След"), принятое правительством соответствующее решение стало полной неожиданностью как для самого Папазяна, "так и для других бизнесменов, вложивших средства в проект "Возрождение Татева", поскольку их об этом не предупреждали". По данным газеты, один из этих предпринимателей, известный российский бизнесмен Рубен Варданян даже имел по этому поводу беседу с премьер-министром Тиграном Саркисяном, что, впрочем, не повлияло на правительственное решение. А сам Бекор Папазян всегда настаивал на том, что развитие туризма и развитие горнодобывающей промышленности несовместимы. Так оно и оказалось, причем горная индустрия вышла победителем в схватке с индустрией туризма. Видимо, лоббисты отрасли, широко представленные в парламентских и олигархических кругах, не очень-то и вдавались в приоритеты Папазяна и возглавляемого им Фонда. Это и стало причиной его отставки и, по всей видимости, торможения в будущем динамики роста "национальной конкурентоспособности" Армении.