Прошедший в Ереване 31 мая на площади Свободы очередной митинг оппозиционного Армянского Национального Конгресса (АНК) стал очередным свидетельством того факта, что любые внутриполитические коллизии и расклады в республике прочно "завязаны" на проблеме Нагорного Карабаха и во многом зависят от текущей ситуации в миротворческом процессе.

Как уже сообщалось, лидер АНК, экс-президент Левон Тер-Петросян в своем выступлении уделил этой проблематике значительное место. Так, он полагает, что именно активизация посреднических усилий, нашедшая отражение в последнем заявлении президентов стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху, стала одной из существенных причин того, что власти согласились на "уступки" оппозиции и согласились вести с ней диалог. Более того, Тер-Петросян убежден, что процесс "задабривания" общественности будет продолжен: грядут, по его словам, "громкие отставки", уголовные процессы, антикоррупционные шаги, начнет создаваться видимость усилий по утверждению в стране верховенства закона. И все это лишь потому, что без обретения доверия общества невозможно осуществить ни требуемые посредниками уступки, ни воевать, если миротворческий процесс будет провален и на горизонте вновь замаячит опасность силового противостояния с Азербайджаном. Поэтому, утверждает лидер АНК, "карабахский вопрос и в дальнейшем будет оставаться одним из факторов, решительным образом влияющих на внутриполитическую жизнь Армении, и многие внутриполитические процессы в той или иной степени будут обусловлены этим вопросом".

Симптоматично, впрочем, что это в равной степени относится не только к действиям власти, но и оппозиции. В этой связи Левон Тер-Петросян напомнил о своем выступлении трехлетней давности, в котором, в частности, было сказано, что "Азербайджан должен понять: какая бы внутриполитическая ситуация ни сложилась в Армении, в любом случае, при военном посягательстве на Карабах, он встретит всеобщее сопротивление армянского народа. При возникновении военной угрозы я сам обращусь с призывом к участникам Общенационального движения с просьбой временно прекратить свою политическую деятельность и включиться в священное дело защиты родины". Таким образом и потенциальному противнику, и посредникам был послан мессидж о том, что карабахская проблематика не может быть поводом для внутриполитических спекуляций. Но при этом политические силы в самой Армении, как это следует из логики заявлений Тер-Петросяна, спекулируют этим вопросом весьма охотно.

Между тем власть, признавая факт существования диалога с АНК и не отрицая, что этот диалог будет продолжаться, совершенно не склонна превращать его в обсуждение вопроса о внеочередных выборах главы государства, как то утверждает Конгресс. Как заметил споуксмен парламентской фракции правящей Республиканской партии Армении (РПА) Эдуард Шармазанов, конструктивный и спокойный диалог с оппозицией будет продолжен вокруг "важнейших для Армении задач". Однако это вовсе не означает, что все требования АНК будут приняты и исполнены, тем более, что "нет ни правовой, ни политической основы для проведения внеочередных выборов". В этой связи логично предположить, что жупел "внеочередных выборов президента" необходим Конгрессу из тактических соображений - для сохранения электоральной базы в преддверии весенних очередных парламентских выборов.

Вместе с тем в политтехнологической "тусовке" пока осторожно, вполголоса начинает обсуждаться и другая вероятность. Дело в том, что тональность принятого в Довиле заявления Дмитрия Медведева, Барака Обамы и Николя Саркози свидетельствует, что терпение посредников на исходе. А это, в свою очередь, заставляет предположить, что на предстоящей 25 июня в Казани встрече российского президента с руководителями Армении и Азербайджана Дмитрий Медведев попытается добиться зримой подвижки в ходе урегулирования. Помимо всего прочего, это укрепило бы авторитет российского лидера на международной арене, продемонстрировав всем "партнерам", что Москва отошла от политики поддержания конфликтного статус-кво. Что было бы весьма к месту в преддверии начинающихся осенью в России избирательных кампаний. Хотя надо признать, что провал миссии Медведева, результатом чего может стать крупная региональная война, способна внести серьезные коррективы в его предвыборную кампанию.

Между тем, Запад анонсирует возможность прорыва. Как заявил директор Кавказского проекта Международной кризисной группы (ICG) Лоуренс Шитс, в дипломатических кругах муссируются слухи, что в Казани будет подписан какой-то документ, разумеется, не окончательный, а носящий характер некоего предварительного соглашения, которое позволит лидерам Армении и Азербайджана "сохранить лицо", а посредникам даст возможность сказать, что они зафиксировали прогресс. Разумеется, подписания "окончательного документа" в Казани никто и не ожидает. Это вопрос далекого будущего.

Тем не менее, с проблемой "сохранения лица" дела обстоят не так просто. Любая, даже самая общая декларация относительно основных принципов урегулирования, на принятии которой и настаивают посредники, неизбежно должна содержать согласие армянской стороны на начало отвода сил Армии обороны Нагорного Карабаха из некоторых районов "зоны безопасности" вокруг НКР, как того требуют предложенные посредниками так называемые "обновленные Мадридские принципы". Что, в свою очередь, обязательно вызовет серьезное обострение внутриполитической обстановки в Армении, существенно ослабит позиции действующей власти. Ведь не только значительная часть общества, но и влиятельные силовые круги не склонны на уступки, способные, как утверждается, негативно сказаться на безопасности НКР. То есть "с точностью до наоборот" может повториться ситуация начала 1998 года. Тогда, напомним, выступающий за заключение мира с Азербайджаном президент Левон Тер-Петросян встретил непреодолимое сопротивление со стороны своих ближайших сподвижников - премьер-министра Роберта Кочаряна, могущественного министра обороны Вазгена Саркисяна (впоследствии расстрелянного во время теракта в октябре 1999 г. в Национальном собрании) и руководителя спецслужбы Сержа Саргсяна. В результате Тер-Петросян подал в отставку, предупредив, что "к власти идет "партия войны". Войны, как известно, не случилось, но и мир не был достигнут, хрупкое перемирие не раз находилось на грани срыва.

Быть может, утверждения АНК о том, что в стране непременно состоятся внеочередные выборы, связана с убежденностью, что события будут развиваться именно по такому сценарию. Любопытно, что аналогично думают и в Баку. Так, бакинская газета "Зеркало" пишет, что "Серж Саргсян может наступить на те же грабли, что и экс-президент Левон Тер-Петросян в 1998 году". Однако совсем не факт, что сам Серж Саргсян готов согласиться с подобной перспективной. Куда логичнее было бы предположить, что действующий президент настроен на требуемый посредниками компромисс, а нынешний ситуативный союз с АНК нужен ему как раз для того, чтобы минимизировать возможность внутриполитических потрясений. Кроме того, у власти может быть припасен "джокер в рукаве".

Как известно 31 мая в Минске состоялось заседание Комитета секретарей советов безопасности стран-членов ОДКБ. И как сообщил пресс-секретарь Организации Владимир Зайнетдинов, в числе прочих вопросов рассматривалась и возможность "организации миротворческой деятельности в совместном формате ОДКБ-ООН". В контексте карабахской проблемы это заявление выглядит многозначительным. Ведь вопрос о вводе миротворческих сил в районы, которые предполагается возвратить Азербайджану, крайне неоднозначен. Как известно, это не могут быть подразделения стран-сопредседателей, то есть русские, американцы и французы. Кроме того, армянская сторона никогда не согласится с "миротворцами"-турками, а Тегеран не допустит, чтобы на иранских рубежах появились подразделения государств НАТО. В случае, если ОДКБ и ООН сумеют достичь соглашения о совместном проведении миротворческих операций, острота вопроса во многом будет снята. Это также стало бы успехом российской дипломатии - ведь Москва является бесспорным лидером в ОДКБ и, даже не участвуя напрямую в операциях Организации, может контролировать их проведение. Поэтому, как считают некоторые местные наблюдатели, дислокация подразделений ОДКБ с мандатом ООН на позициях, которые должны будут оставить армянские части, может существенно уменьшить остроту вопроса об обеспечении реальной безопасности населения Карабаха, а следовательно - облегчить положение власти, идущей на компромисс со стародавним противником.