Ежедневно на маршруты Еревана с населением в 1 млн. 122 тыс. человек выходят около 50 троллейбусов, 240 - 250 автобусов и 2600 микроавтобусов. Об этом 1 июня корреспонденту ИА REGNUM сообщил председатель Ассоциации потребителей Армении Армен Погосян. По его словам, подобной "ужасной диспропорции" нигде в мире больше нельзя встретить.

"Это позор, когда в более чем миллионном городе выходит на линию крайне малое количество троллейбусов и больших автобусов. Вместо этого улицы города заполонены обилием маршруток, которые вносят хаос в городское движение, создают аварийные ситуации", - сказал Погосян.

Напомним, что крупная авария произошла поздно вечером 17 мая на улице Арцаха, 24 - в административном округе Эребуни. Пассажирский микроавтобус рейса N76 столкнулся с автомобилем марки "Мерседес Бенц Е 320", из-за чего вспыхнул пожар. В результате ДТП на месте погибли четверо, а девять человек получили разной степени увечья и были доставлены в медицинский центр "Эребуни".

"Между тем в генплане Еревана, утвержденном в 2005 году, который фактически является законом, обязательным к исполнению, зафиксировано следующее процентное соотношение наземного транспорта - 19,2% микроавтобусов и 80,8% троллейбусов и автобусов. Тогда как сейчас налицо совершенно противоположная ситуация", - заметил председатель ассоциации, добавив, что по сравнению с данными 6-летней давности, соотношение в пользу "нормального, городского" транспорта на 10% улучшилось.

"Но если соотношение маршруток и других видов транспорта будет изменяться в отмеченных нами темпах, то мы добьемся заложенного в генплане столицы показателя лишь ко второму пришествию Христа",- отметил Погосян, отметив, что ни о каком комфорте при поездке в "маршрутке" говорить не приходится, поскольку, они постоянно переполнены.

"Армянин - человек с высоким чувством собственного достоинства. Так почему же вот уже на протяжении двух десятков лет его заставляются сгибаться в три погибели в этих микроавтобусах-душегубках? Почему городские власти не создадут условия, что бы их сограждане и, между прочим, основные налогоплательщики этого государства ездили в полный рост?", - разразился рядом возмущенных риторических вопросов председатель Ассоциации потребителей Армении.

По его словам, эти же вопросы он не первый год поднимает на разных уровнях и в различных ведомствах. Сегодня он даже и не вспомнит, скольким только мэрам за это время пришлось говорить о "транспортной проблеме".

"Они меняются, а воз и поныне там, - сказал Погосян.- Парадокс состоит в том, что все их мысли нацелены лишь на одну мишень - как бы сократить дотации на электротранспорт. Поэтому сегодня у нас остались только троллейбус и метро. Самоокупаемость трамвая властям удалось приблизить к нулю, попросту прикончив этот вид транспорта и демонтировав рельсы".

По мнению председателя Ассоциации потребителей, логика городского транспорта и его императив - это обеспечение графика и безопасной, достойной, если не комфортной доставки пассажира к пункту назначения. Финансовая же эффективность, по его словам, заключается не в том, "что бы содрать с пассажира побольше, тем самым окупая все расходы", а в совершенно ином.

"В том месте, куда я, как пассажир, направляюсь - корпорация, музей, завод, общественная организация и так далее, я создам общественно-полезный продукт, от стоимости которого и через налоги в госбюджет компенсируется дотация на тот или другой вид транспорта", - сказал Погосян, который убежден, что идея дотации изначально заложена в политику городского транспорта.

Вместе с тем, как он заметил, во всем мире наиболее перспективным, экологически чистым и эффективным считается именно электротранспорт. Тем более, что в Армении в настоящее время есть избыток электроэнергии.

"Наши генерирующие мощности загружены на 30 процентов, мы практически на льготном положении, поскольку нет такой страны, которая имела бы излишек электроэнергии. И вместо того, чтобы использовать этот ресурс мы, не имея железной дороги и морских путей доставки, завозим бензин, дизтопливо. Иными словами, не используем то добро, которое имеем... Разве же это экономика?", - заметил он.

Как он сказал, 20 лет назад на городской электротранспорт расходовалось 385 млн. кВт* час, тогда как в настоящее время всего лишь 100 млн. кВт* час, и с каждым годом показатель снижается примерно на 5%.

Поэтому он считает атавизмом тот факт, что при наличии в столице метро не замечается тенденций к его развитию. "Мы - единственная страна, в которой за последние 25-30 лет не построено ни метра новых путей",- подчеркнул председатель Ассоциации потребителей, заметив, что достойна удивления недальновидная позиция государства, которое не намерено использовать избыток дешевой и отечественной электроэнергии, а фактически занято поощрением ввоза в республику дорогостоящего бензина и дизтоплива.

При этом совершенно достоверно установлено, какую роль играет в загрязнении атмосферы транспорт с двигателями внутреннего сгорания. "Замминистра по охране природы в ответ на мой запрос прислал официальную справку о том, что главным компонентом загрязнения воздушного бассейна Еревана является автомобильный транспорт, удельный вес которого в этом "черном деле" составляет на 91%",- подчеркнул Погосян.

Вместе с тем, как он отметил, все аргументы, которые удостаиваются поддержки и одобрения самих ереванцев - пассажиров, встречают сильное противодействие и непонимание властей.

Причиной же противостояния Погосян считает неучтенные доходы в "бизнесе маршруток". "Теневой доход в этой сфере большой. И количество машин, и количество маршрутов трудно вывести на чистую воду. Да и часто можно услышать, что эта линия принадлежит этому госчиновнику, тот маршрут - некому генералу. Мы как-то в Ассоциации считали и пришли к мнению, что примерно 40% доходов еще в тени", - подчеркнул он, добавив, что очевидно для властей интересы 66 хозяйствующих в этой сфере субъектов гораздо важнее, чем вынужденные при поездке в переполненной маршрутке сгибаться в три погибели тысячи и тысячи "ереванцев с высоким чувством собственного достоинства".