Предстоящий 6-8 июня визит президента Ирана Махмуда Ахмадинежада в Армению, а также активизацию армяно-иранских экономических отношений в беседе с корреспондентом ИА REGNUM прокомментировал эксперт по проблемам Южного Кавказа Виктор Якубян. По его словам, Иран в отношениях с Арменией выстроил грамотную систему сдержек и противовесов - "на одной чаше весов - конкретные совместные с Ираном инфраструктурные проекты и иранские инвестиции, на другой - отказ от них и "перспективный" политический процесс с Западом".

Виктор Якубян обратил внимание на публикацию в газете Tehran Times от 30 мая, в которой говорится о скором начале строительства третьей ЛЭП между странами, а также иранских инвестициях в строительство Мегринской ГЭС на реке Аракс. По словам Якубяна, публикация как бы предваряет и задает необходимый фон визиту иранского президента в Ереван.

"Иран активно развивает экономическую повестку с Ереваном, прекрасно понимая, какое большое значение она имеет для Армении - блокированной со стороны Азербайджана и Турции. С другой стороны, экономическая поддержка Армении имеет большое значение и для иранской стороны с точки зрения поддержания регионального веса и реноме, недопущения резкого усиления азербайджано-турецкого тандема, физическим буфером между которыми по сути дела и является Армения. Военный сценарий в карабахском конфликте и вовсе делает иранское транспортное направление - безальтернативным, поскольку политику Грузии в этом случае вряд ли кто-либо способен будет прогнозировать. Вместе с тем, Тегеран дает понять, что экономический диалог с Ереваном будет углубляться и расширяться, в том числе и за счет строительства трансграничных коммуникаций, при условии сохранения региональной стабильности, которая, с точки зрения иранской стороны, должна обеспечиваться исключительно странами региона. Присутствие нерегиональных сил на иранском приграничье - неприемлемо и опасно для Ирана. Исходя из этого, Иран требует учета своих интересов в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта", отметил Якубян.

По его словам, последнее заявление президентов США, России и Франции, посвященное карабахскому конфликту, демонстрирует твердость позиции международных посредников касательно приоритета и срочности принятия так называемых Мадридских или базовых принципов урегулирования карабахского конфликта. "При всей запутанности риторики Еревана и Баку, очевидно, что указанные принципы противоречат интересам обоих участников процесса. Более того, они категорически неприемлемы и для самого Карабаха, которому в любом случае придется оттягивать войска, сдавать территории, принимать назад азербайджанское население и так далее. Я уверен, что сегодня в Карабахе и даже в Армении нет ни одного политолога или политика, который бы ясно представлял себе, каким образом все это будет внедряться в жизнь. Сдавать зону безопасности на фоне ежедневных угроз со стороны Баку - не самый лучший исход переговорного марафона длительностью двадцать лет. Тем более, что взамен армянской стороне обещают временный статус и отложенный референдум - то есть, два совершенно аморфных обещания. Но во всей этой истории есть, как минимум, еще одна заинтересованная сторона - это Иран. Если армянские переговорщики подпишутся под сдачей районов, то ситуация на иранской границе кардинально меняется, а это не может не сказаться на приграничных инфраструктурных проектах. А то, что Запад и Азербайджан постараются с самого начала изменить ситуацию именно на иранской границе - мало у кого вызывает сомнения. И это подтвердил недавно министр иностранных дел Азербайджана - Эльмар Мамедьяров. Он, в частности, заявил, что "азербайджанская сторона на начальном этапе желает вывода армянских войск из оккупированных Агдамского и Физулинского районов...". Последний как раз и граничит с Ираном. Учитывая тот факт, что в вышеуказанных Мадридских принципах четко прописан пункт о необходимости проведения миротворческой операции в зоне карабахского конфликта, перспектива появления внерегиональных стран на иранской границе - в том же Физулинском районе, представляется делом решенным. Очевидно, атмосфера армяно-иранских отношений в условиях, когда граница Ирана контролируется армянами, и она же, когда с согласия Армении этот контроль будет передан, скажем, какой-либо из стран НАТО, не состоящей в МГ ОБСЕ - две разные вещи. Поэтому в переговорах с Арменией вокруг трансграничных проектов, иранская сторона ставит вопрос о политической стабильности в регионе не первое место, подразумевая тот очевидный для Тегерана и, может быть, спорный для всего остального мира, факт, что данная стабильность будет поставлена под сомнение вмешательством нерегиональных сил в текущую ситуацию. Тем паче, если это вмешательство будет в виде дислокации на ее границе инородных военных формирований", - считает армянский эксперт.