Вследствие жесткой конкуренции, действующие в Армении операторы мобильной связи постоянно расширяют спектр предоставляемых услуг. Однако такая передовая услуга, как Mobile Number Portability (MNP) - переносимость мобильного номера, пока не особо активно входит в число приоритетов их интереса, хотя, в первую очередь, призвана защитить интересы рядовых абонентов.

Услуга MNP активно развивается в последние годы, и обычно обязывается регулятором в качестве компонента защиты прав потребителей и обеспечения здоровой конкуренции на рынке телекоммуникаций. Данную практику используют страны ЕС, США, Канада, Турция, большинство стран с развивающейся экономикой и здоровой конкуренцией на рынке сотовой связи. На постсоветском пространстве MNP действует в республиках Прибалтики, в начале этого года услуга внедрена в Грузии, готовится последовать ее примеру Азербайджан. Украина внедрит MNP уже во второй половине 2011 года. Эта передовая услуга, в первую очередь, направлена на повышение эффективности конкуренции и на защиту интересов потребителей. Таким образом, из стран региона только Армения и Иран до сих пор остаются вне этого процесса.

Суть услуги заключается в следующем. Большинство неискушенных в нюансах рынка абонентов наивно предполагают, что номер (sim-карта), который они приобрели у оператора, становится их собственностью. В реальности же это не так, поскольку уничтожив свою sim-карту, вы не аннулируете номер, и он может быть продан другому человеку. Система MNP закрепляет номер за абонентом, делая его собственностью потребителя услуг. В этом случае абонент может в любое время перейти со своим номером (с сохранением кода (!)) к другому оператору. В условиях отсутствия MNP, многие абоненты, даже при выгодных предложениях у иных операторов, не спешат прибегать к его услугам в целях сохранения своего прежнего номера. К примеру, абонент привык к своему номеру, или о новом номере придется заново информировать многочисленных родственников или, что еще сложнее - клиентов. Вот и хранят абоненты номер в ущерб своему карману. Этому подвержены абоненты более зрелого возраста, поскольку они более консервативны, нежели молодое поколение, и юридические лица - опять же из боязни растерять клиентов при смене номера.

Между тем, перспектива MNP весьма заманчива. Многие граждане, вынужденно использующие несколько номеров и телефонов от трех армянских операторов, смогут выбрать одного, более удобного им оператора и перейти к нему со своим номером и кодом. Не понравился тарифный план - переходишь к другому, третьему, возвращаешься к первому. Это существенно усилит конкуренцию между самими операторами, вынужденными пресекать текучесть новыми заманчивыми предложениями. Кроме того, Армения будет иметь реальную картину проникновения мобильной связи. В настоящее время из-за того, что многие граждане держат по три номера от трех операторов уровень проникновения перевалил за 100%. И это в том случае, когда в Армении с оговорками верят в официальную статистику, утверждающую о 3,2 млн граждан республики. То есть, реальная картина рынка не ясна.

Единственная сложность внедрения MNP - это необходимость инвестиций в технические решения задачи, которые могут быть различными. Есть два основных варианта. Первый заключается в создании независимой от действующих операторов базы, которая будет обслуживать все номера. Второй - с системой запроса на существующие базы других операторов и перенаправления звонков к ним. В любом случае, расходы лягут на плечи операторов мобильной связи, а те, естественно, переложат ее на абонентов. Миллион-другой долларов на троих - дело небольшое. Только в I квартале 2011 года три оператора в сумме в виде различных налогов выплатили без малого $20 млн. Тем более, что система, обеспечивающая MNP, в перспективе может принести и выгоду операторам, которые сегодня не освобождены от необходимости нести расходы для подключения абонентов и их обслуживания в действующей системе.

Логично, что двое из трех операторов особо не будут рваться к внедрению MNP. "К-Телеком"-у (Viva Cell - МТС) не резон, поскольку у него больше всех абонентов - 60 и более процентов рынка. У "АрменТел" (Beeline) также мало причин вкладываться в MNP, поскольку у нее в списке клиентов все еще сохраняется много голд-пользователей, нахватавших в свое время крутые номера. Так, у "АрменТел" ARPU - (доход на одного абонента) по итогам 2010 года составил 3560 драмов. Для сравнения ARPU у "К-Телеком" в третьем квартале 2010 года составил 3 194 драма. У "Оранж Армения" APRU еще ниже, но необходимо учитывать, что компания стартовала на рынке всего полтора года назад. С тех пор компания выступила с многочисленными промо-акциями и низкими тарифами для привлечения клиентов. Можно сказать, что клиентская база компании сформировалась за счет тех, кто выбрал альтернативный европейский бренд, а это, в основном, молодежь.

Можно предположить, что MNP выгодно только "Оранж Армения" - самому молодому оператору с 14% рынка. Однако, это лишь на первый взгляд. Не исключено, что у "АрменТел" будет приток за счет абонентов "Оранж Армения" и "К-Телеком", у которых "АрменТел" ассоциируется с оператором голд-клиентов. В результате "Оранж Армения" может еще более расширить клиентскую базу за счет абонентов с низким ARPU. Ведь за новыми ценовыми предложениями на рынке и необходимостью экономии следят в основном желающие именно сэкономить и, как следствие, стремящиеся мало разговаривать абоненты - "бегуны". А толстосумы и потребители из среднего класса не следят за счетами на мобильную связь, больше - за качеством и субъективными брендовыми показателями. Бренды у всех троих - неплохие, да и в плохом качестве сегодня трудно будет кого-то упрекнуть. В пока сложно прогнозируемом положении может оказаться "К-Телеком" с разношерстной клиентской базой. Так что, кто выгадает, а кто проиграет в результате внедрения MNP говорить пока сложно. В этом плане весьма любопытным будут тенденции на грузинском рынке, которые станут явными в начале 2012 года. И даже не расходы на внедрение MNP могут стать камнем преткновения. Их операторы выудят у клиентов хотя бы за счет увеличения ARPU. Ведь в случае размывания сетей в прошлое уйдут нулевые и льготные внутрисетевые тарифы, что скажется на увеличении доходности операторов с одного клиента. Кроме того, уменьшатся нагрузки на сеть, что также является улучшением операционных показателей операторов.

Впрочем, важно не то, какие дивиденды или убытки получат операторы. В данном случае речь идет об интересе рядового потребителя. Услуга MNP расшевелит армянский рынок, который после достаточно резкого рывка, сейчас, кажется, вновь пребывает в состоянии тягучей и технически ограниченной конкуренции.

ИА REGNUM попросило трех операторов высказать свои позиции по поводу внедрения MNP. Приводим их пока без комментариев.

"К-Телеком": рынок не готов

"Viva Cell - МТС (бренд компании "К-Телеком") приветствует создание новых возможностей, направленных на внедрение новых видов услуг и технологий. Внедрение новых инструментов, влияющих на возможности выбора абонентов, в условиях развивающегося и довольно конкурентного рынка Армении, может стать препятствием для справедливой и здоровой конкуренции. Рынок должен быть готов к внедрению подобных инструментов с точки зрения соответствующих нормативных и регулирующих механизмов. Сегодня в сфере переносимости мобильных номеров мы этого не видим. Соответственно, до внедрения MNP необходимо разработать и внедрить необходимую законодательную базу, которая в числе прочих должна будет отрегулировать все финансовые, организационные, правовые и конкурентные вопросы", - утверждают в компании.

"АрменТел" - в принципе, не против

"Внедрение MNP неизбежно потребует существенных вложений от операторов связи, в связи с чем необходимо четко определить "правила игры" - принять соответствующее законодательство, исключить коррупционные риски и возможность недобросовестной конкуренции. В дополнение к вышесказанному необходимо определить, как и с чьей стороны будет осуществляться регистрация номеров. Только при исключении указанных проблем, возможно сфокусироваться на позитивных аспектах внедрения MNP", - считают в компании.

"Оранж Армения": преимущество MNP очевидно

"Услуга переносимости мобильного номера была внедрена в различных европейских странах, и на всех рынках преимущество MNP сразу стало очевидным. Первый, кто выигрывает от внедрения услуги - абонент. Они уже не бывают вынуждены держать две или три sim-карты, а попросту выбирают ту услугу, которая более удобна и качественна, что предоставляет абонентам свободу выбора. При этом он сохраняет свой номер, который по разным причинам ему дорог", - уверены в "Оранж Армения".