"Конструктивная оппозиция" Армении в лице возглавляемого экс-президентом Левоном Тер-Петросяном Армянского национального конгресса (АНК) пытается убедить власти в том, что проведение внеочередных выборов было бы выгодно, прежде всего, самим властям. Это означает, что в АНК прекрасно понимают, что принудить президента Сержа Саргсяна согласиться с этим требованием Конгресс не может. Значит, остается убедить (или упросить) его пойти на такой шаг.

Как уже говорилось, выполнение властями трех условий АНК - о разрешении митингов на площади Свободы в Ереване, возобновлении расследования по "делу 1 марта 2008 года" (события, связанные с неприятием оппозицией официальных итогов президентских выборов и беспорядками в Ереване, в ходе которых погибло 10 человек) и освобождением "политзаключенных" (активистов оппозиции, арестованных и осужденных в связи с указанными беспорядками) поставило Конгресс в сложную ситуацию. Ранее утверждалось, что выполнение указанных требований позволит продолжить диалог с властями, причем тема переговоров будет одна: проведение досрочных выборов главы государства. Теперь, однако, власть, признавая сам факт ведущегося с АНК диалога, дает понять, что ни о каких внеочередных выборах речи быть не может. Так, например, спикер Национального собрания Овик Абрамян, комментируя эту тему, заявил, что рекомендует оппозиции готовиться к очередным парламентским выборам, которые должны состояться грядущей весной. По его мнению, оппозиция и к очередным-то выборам еще не готова, где уж тут обсуждать внеочередные.

Таким образом, власть дает понять, что ультиматумов не приемлет. Более того, сам Конгресс демонстрирует, что никаких ультимативных требований он выдвигать и не намерен. Руководство АНК прекрасно понимает, что достаточным ресурсом для этого оно сегодня не обладает. Однако и аргументация, с помощью которой Конгресс пытается уговорить власть согласиться со своими условиями, выглядит, мягко говоря, крайне странной.

Весьма близкое к АНК интерент-издание "Первый информационный" утверждает, что проведение любых выборов в Армении, будь они очередными или внеочередными, способствует оживлению экономической жизни страны и "равносильно капиталовложению". И хотя эффект от такого "капиталовложения" не может быть долгосрочным, однако национальная экономика находится ныне в столь плачевном состоянии, что и такая помощь для нее может быть спасительной. В периоды, когда выборы не проводятся, правительство берет многомиллионные зарубежные кредиты, в то время как национальный капитал покидает страну, "превращаясь за границей в недвижимость и предметы роскоши". И совсем другая ситуация возникает во время предвыборных циклов: значительная часть такого капитала "остается в Армении, будучи поставлена на службу" подготовке к выборам и "подкупу избирателей". Выгодно это и потому, что приостановление бегства национального капитала позволяет снизить масштабы и интенсивность внешних заимствований. Отсюда делается вывод, что выборы могут иметь положительный социально-экономический эффект, причем - для всех граждан, потому что не только народное хозяйство, но и даже простые люди "ощутят небольшой экономический рост от средств, вложенных в выборы". Конечно, это не панацея, но "ничего не поделаешь", экономика в таком состоянии, что даже подобное решение выглядит "жизненной необходимостью". Как говорится, на безрыбье...

После таких псевдомарксистских рассуждений, клонящих к тому, что бытие определяет сознание, а поскольку бытие выглядит достаточно прискорбным, то сознание масс вполне может примириться с понятием предвыборной взятки и даже "ощутить на себе" положительное воздействие последней, остается лишь перейти к обоснованию необходимости проведения не просто выборов, а именно внеочередных выборов: "власть должна быть весьма заинтересована в их проведении: она сумеет "пару месяцев отдохнуть от поиска внешних кредитов, решить кое-какие социальные проблемы населения и тем снизить напряженность" в обществе. Поэтому будет лучше, если власть сама ответит на вопрос, какие именно выборы, очередные или внеочередные, должны пройти в стране. Разумеется, ради самосохранения ей следует избрать вариант внеочередных выборов. Причем долго колебаться не следует: ухудшающаяся социально-экономическая ситуация может породить неуправляемые процессы, которые все сметут на своем пути".

Понимая, что время для подобного рода рекомендаций выбрано не самое подходящее (темпы роста инфляции замедляются, начавшийся сбор урожая привел даже к незначительному снижению цен на ряд сельскохозяйственных продуктов), издание прямо говорит, что дело не только в экономике. К непредсказуемым обострениям может привести и развитие процесса урегулирования карабахского конфликта. Единственная возможность противостоять этому - "выиграть время посредством внеочередных выборов".

Таким образом, оппозиционное издание, активно поддерживающее АНК, пытается столь бесхитростным способом взвалить решение о проведении внеочередных выборов на действующие власти. При этом, конечно, понимая, что на такой шаг они добровольно не пойдут, и оригинальная попытка изначально обречена. Однако это весьма выпукло демонстрирует "конструктивность" оппозиционных подходов, стремление Конгресса "сохранить стабильность в стране" едва ли не любой ценой. "Уговоры" такого рода могут продолжаться еще некоторое время, однако не слишком долго, поскольку аргументация подобного характера выглядит мало того, что ущербной - она попросту смешна и беспомощна и способна дискредитировать АНК. Поэтому перед Конгрессом встает насущная необходимость выработки новой тактики, которая могла бы сохранить его электорат до очередных парламентских выборов. В противном случае даже возможные закулисные договоренности с властями, если они действительно будут достигнуты, еще отнюдь не гарантируют сколько-нибудь значимое представительство АНК в Национальном собрании следующего созыва.