НАТО не видит своей роли в зоне карабахского конфликта, который носит этнический характер и зависит от двух соседних государств. Все другие страны могут выступать только в качестве посредников. Об этом на пресс-конференции в Ереване 23 мая заявил посол Польши в Армении Здислав Рачиньски, сообщает корреспондент ИА REGNUM. "Надеюсь и верю, что когда-нибудь Армения и Азербайджан найдут политическое решение, - сказал дипломат.- В этом случае, можно было бы предположить присутствие миротворческих сил НАТО в регионе. Однако этот шаг вряд ли приветствовался бы со стороны России и Ирана". В отдаленной перспективе Рачиньски не исключает, что силами Североатлантического альянса могло бы проходить "разминирование территорий в регионе, содействие при проведении реформ в армии".

Стоит отметить, что формат будущей миротворческой операции в зоне карабахского конфликта, оговоренный отдельным пунктом в еще не принятых Мадридских (базовых) принципах урегулирования, является одним из сложнейших вопросов переговорного процесса, поскольку затрагивает интересы не только Еревана и Баку, но и региональных и мировых центров.

Делясь опытом вступления Польши в НАТО, глава польской дипмиссии в Армении напомнил, что его страны на протяжении 8 лет стремилась войти в НАТО, но это произошло лишь после того, как сформировалось демократическое правовое государство, была проведена коренная реформа армии, которая перешла на контрактную форму службы и сократилась с 460 тыс. до 100 тыс. "Армия стала более профессиональной, мобильной. В такой армии нет "дедовщины"",- подчеркнул дипломат, заметив, что только в Афганистане проходят службу в составе миротворческих сил около 2800 польских военнослужащих, а более малочисленные подразделения входят в военные контингенты "миротворцев" в Боснии, Косово, Герцоговине. "Всеобщая безопасность не основывается на силе извне, она должна быть сильной изнутри", - сообщил Рачиньски.

Говоря о военном сотрудничестве Польши с Арменией, посол отметил, что после визита министра обороны Польши Богдана Клиха в декабре 2009 года в Армению отношения приобрели устойчивый характер. "Это планомерный диалог, который охватывает три составные, - сказал Рачиньски. - Первое, это политический диалог, обмен мнениями на разные темы, которые интересует обе стороны. Второе, это чисто ведомственные вопросы, которые касаются реформ, консультативных встреч, повышения правовой культуры. А третья составная - это военно-техническое сотрудничество". По его словам, ни для кого не секрет, что на вооружении Армении находится оружие и техника советского и российского производства, которые "в какой-то мере остались и в польской армии". "Поэтому некоторые разработки, усовершенствования оборонительных систем могут быть армянской стороне интересны. Это касается противовоздушной обороны, переговоры ведутся, но они носят экспертный характер", - заметил дипломат, добавив, что отлично понимает повышенный интерес СМИ к этому вопросу и их стремление отличиться броскими заголовками - "купили, продали, модернизировали". Однако, по мнению Рачиньского, следует обратить особое внимание на тот факт, что "если две стороны говорят на столь деликатную, чувствительную тему, то это повышает уровень доверия между странами, и это нельзя недооценивать".

Отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM о возникновении возможных противоречий при одновременном сотрудничестве Армении с НАТО и с ОДКБ, дипломат предпочел начать с фольклора: "Есть такая хорошая русская поговорка - "покорный теляти двух маток сосет". Но, увы, в политике этого не получается. Знаете, надо рассмотреть и такую перспективу: а что если Россия в один день станет членом НАТО". Вместе с тем Рачиньски не находит в "параллельном сотрудничестве" больших противоречий, поскольку эти структуры не являются противниками по отношению друг к другу, а "как бы своей целью видят совсем другие угрозы". "Мне кажется, что для стран ОДКБ - это определенная угроза внутренней стабильности в странах юга, которая может распространиться. Но я знаю, что дискуссия об этом ведется без каких-то решений. Пример Таджикистана указывает, что нет выработанных механизмов, как в такой ситуации действовать", - пояснил посол, отметив, что вопрос стабильности важен и не только в связи с ОДКБ. "Одним из условий вступления в НАТО является то, что страна не должна иметь проблем с соседями", - отметил Рачиньски. В качестве аргумента он привел пример Польши, у которой "прекрасные отношения со всеми соседями, и даже с Белоруссией, хотя есть много разных толкований на этот счет". "Отношения между нашими обществами просто превосходные. А определенные политические недопонимания носят временный характер, здесь нет территориальных проблем", - заверил дипломат, гипотетически предположив, что "если в какой-то день Армения реализует эти условия", то вполне может рассчитывать на вступление в НАТО. "Почему бы и нет, мне кажется, это вопрос открытый", - заключил посол.