Близкое к армянской оппозиции интернет-издание "Первый информационный" опубликовало статью "Первый этап процесса Конгресс-власть завершен: императивы второго этапа". Публикация свидетельствует о том, что Армянский Национальный Конгресс (АНК), возглавляемый экс-президентом Левоном Тер-Петросяном, на нынешнем этапе своего "цивилизованного диалога" с властями оказался в весьма сложной ситуации.

Напомним, совсем недавно лидеры Конгресса уверенно утверждали, что выполнение трех основных требований АНК - разрешение митингов на ереванской площади Свободы, возобновление расследования событий 1 марта 2008 года (тогда в столкновениях сил правопорядка с оппозицией, недовольной официальными итогами президентских выборов, погибли 10 человек) и освобождение "политзаключенных" (то есть активистов оппозиции, арестованных после указанных столкновений) станет началом переговоров о проведении досрочных выборов главы государства. Многие эксперты и наблюдатели, однако, были склонны считать, что ни о каких досрочных выборах речи быть не может, а диалог с властью преследует совершенно иные цели. Говорилось, например, о том, что он может вылиться в банальный торг о масштабах будущего представительств АНК в парламенте нового созыва. Судя по указанной публикации, эти подозрения вполне обоснованы.

Издание констатирует, что "предложение Сержа Саргсяна об объявлении амнистии фактически означает, что власть выполняет третье требование Конгресса - освободить политзаключенных". Что дает основание для констатации: "первый этап процесса Конгресс-власть завершился". Причем завершился, пишет "Первый информационный" даже в том случае, если "политзаключеные" не выйдут на свободу к обещанному руководством АНК сроку - 31 мая, когда должен состояться очередной митинг Конгресса. "Это уже, по сути, тактические соображения, которые власть использует в борьбе за так называемый авторитет". Правда, не совсем понятно, как в таком случае будет выглядеть авторитет самого Конгресса.

Как бы то ни было, логично предположить, что уже на этом митинге оппозиция должна начать процесс принуждения власти к проведению внеочередных выборов. Однако выясняется, что подобных намерений нет. Говорится лишь о том, что диалог с властью должен быть непременно продолжен, поскольку сохраняется "повестка серьезнейших проблем страны". При этом любопытно что очередной этап диалога должен проходить "в более широком масштабе и уже с более предметными результатами". Этого, оказывается, требуют интересы не только АНК, но и самой власти, иначе общество "разочаруется" как в оппозиции, так и в правящей элите. При всем том, однако, ни одним словом не упоминается о предметном содержании переговорного процесса. Возникает стойкое ощущение, что АНК таким образом достаточно прозрачно намекает властям о необходимости совместно сформировать повестку переговоров. По-видимому, она должна, в первую очередь, затрагивать проблемы внешнеполитического характера, поскольку издание констатирует, что во внутриполитических процессах республики все более возрастающую роль начинает играть Запад. Речь, разумеется, идет о том давлении, которое оказывается на официальный Ереван в связи с необходимостью пойти на определенные компромиссные шаги в карабахском урегулировании, а также на демократизацию внутриполитической жизни. Более того - именно недостаток демократии, имитационные процессы, призванные показать, что в этом вопросе что-то делается, и раздражают Запад, который, используя данный фактор, усиливает давление на "карабахском направлении". Отметим, что ровно такая же политика проводится и в отношении Азербайджана.

Напомним, что даже в период наиболее острого противостояния с властями АНК устами Левона Тер-Петросяна утверждал, что "даже ради установления демократии нельзя ставить под угрозу независимость Нагорного Карабаха". Отсюда легко предположить, что сближение властей и АНК происходит, в первую очередь, именно в парадигме противостояния внешнему давлению на республику. Однако даже этот, обычно весьма действенный постулат, вряд ли способен удовлетворить сторонников АНК, протестные настроения которых концентрируются, в первую очередь, в области социальной и кадровой политики. Поэтому представляется, что Конгресс оказался в цунгцванге, и каждый возможный ход угрожает ему либо дальнейшим размыванием электоральной базы, либо замораживанием ведущегося с властями диалога.

Говоря о том, что "первый этап" диалога завершен, издание утверждает, что ожидаемый "второй этап" не может длиться дольше первого, продолжительность которого составила три месяца. Это наталкивает на мысль, что АНК надеется в течение лета, когда электоральная активность традиционно невысока, симулировать переговоры с властью при полном "понимании" последней. Время от времени из обоих лагерей будут образовываться "достоверные утечки", свидетельствующие, о том, что "позиции сторон сближаются/расходятся". Это позволит еще некоторое время держать в необходимом тонусе протестные массы и одновременно - демонстрировать внешним силам, что чрезмерное давление в карабахском вопросе чревато внутриполитической дестабилизацией и, следовательно, срывом всего переговорного процесса.

Осенью республика вступит в этап непосредственной подготовки к весенним парламентским выборам, по сути, начнется избирательная кампания. В этих условиях уже открытое изменение тактики Конгресса, который может заявить, что на первый план выходит задача обеспечения честных демократических выборов и овладения большинством депутатских мандатов, уже будет восприниматься достаточно адекватно.

Однако при реализации такого сценария и власть, и оппозиция могут столкнуться с нехваткой времени. Если в ходе предстоящей в конце июня трехсторонней встречи президентов России, Армении и Азербайджана стороны противостояния будут поставлены перед необходимостью подписания некой декларации (скажем, о готовности к подписанию основных принципов урегулирования), изменение общественных настроений в Ереване (как, впрочем. и в Баку) может пойти по непредсказуемому варианту. Причем как в одном, так и в другом случае главным фактором на внутриполитическом поле могут стать силовые структуры.