Общество русской культуры (ОРК) Республики Татарстан распространило резолюцию, в которой сообщает о кампании травли, последовавшей в республиканских официозных СМИ после митингов в защиту русского языка и федерального законодательства. Удивление руководства ОРК РТ вызывает также позиция прокурора республики Кафиля Амирова, указывающего на необходимость изучения татарского языка, хотя требования митингующих состояли в предоставлении права на изучение русского языка как родного. Текст резолюции публикуется в оригинале.

"После проведения митингов общественности, посвященных защите русского языка в школах Татарстана (16 и 30 апреля 2011 года) на Общество русской культуры РТ и родителей-активистов, участвовавших в акциях, стало оказываться неприкрытое давление со стороны государственных организаций и средств массовой информации республики.

Так, 15 и 16 мая на телеканалах "Звезда-Казань" и "ТНВ" в так называемых аналитических программах вышли сюжеты, где Общество русской культуры было представлено в негативном и издевательском ключе, а цели митингов сознательно грубо искажены. Складывается впечатление, что включен механизм психологического давления с помощью СМИ на инициаторов кампании по увеличению объёмов и качества преподавания русского языка в школах Татарстана.

В этом плане вызывает удивление позиция прокуратуры РТ, которая была изложена в сообщении агентства "Татар-информ" с комментарием министра образования и науки А.Х. Гильмутдинова. Судя по тексту ответа прокуратуры на запрос президента РТ Р.Н. Минниханова от 21 апреля, который не был направлен нам, но сейчас уже есть в нашем распоряжении, ситуация с изучением русского языка в республике является нормальной, не нарушающей прав граждан и законов РФ, а "фактов увеличения уроков татарского и русского языков вопреки действующему законодательству не выявлено". Прокурор К.Ф. Амиров также указывает на пассивную позицию Министерства образования и науки РТ, которое могло бы "усилить работу по разъяснению в СМИ истинного положения дел с преподаванием языков, что нарушений закона нет, а изучение татарского языка русскоязычными учениками способствует более глубокому пониманию истории и культуры татарского народа, среди которого они живут".

Все это воспроизводит и подкрепляет позицию министра образования и науки РТ А.Х. Гильмутдинова, который считает сложившуюся ситуацию нормальной и не требующей каких-либо изменений. Фактически, исходя из логики Гильмутдинова, русские в Татарстане не должны изучать свой язык как родной. Им проигнорированы все предложения, озвученные на встречах представителей ОРК РТ и родителей школьников в присутствии представителей аппарата президента РТ.

Исходя из анализа упомянутых документов и выступлений, складывается впечатление, что вопрос с изучением русского языка в школах республики "закрыт". Однако то, что ситуация не разрешается, а "загоняется вглубь", может, на наш взгляд, привести к массовым протестным акциям родителей - как русских, так и татар - уже осенью, что, с нашей точки зрения, нежелательно для общественной стабильности в республике.

Общество русской культуры надеется на продолжение конструктивного диалога всех заинтересованных сторон для разрешения существующей проблемы, поскольку иных путей нет. Можно напомнить, что первый президент РТ М.Ш. Шаймиев в ноябре 2002 года и в марте 2010 года принимал представителей Общества русской культуры для обсуждения назревших проблем.

Надеемся, что президент РТ Р.Н. Минниханов продолжит данную традицию встреч с общественностью.

Председатель Общества русской культуры Республики Татарстан А.Л. Салагаев"