Озабоченность президента Армении Сержа Саргсяна в связи с тем, что республика пока не может полноценно использовать возможности армянской диаспоры, прокомментировал в беседе с корреспондентом ИА REGNUM эксперт по проблемам Закавказья Виктор Якубян.

По мнению эксперта, причина проблемы, как всегда, лежит внутри Армении. "Власть, кажется, уже отдает себе отчет в том, что взыванием к патриотизму и просьбами оказать содействие своей исторической родине, делу не поможешь. Как идея исчерпали себя и традиционные телемосты и фонотоны, когда с диаспоры собираются средства в фонд "Армения", который крайне неубедительно демонстрирует результаты реализации своих проектов. В свое время один из представителей армянской общины Канады заявил - создайте возможности для инвестиций, для того, чтобы не просто дарить деньги, а вкладывать их в экономику страны, зарабатывая при этом самим, и тогда приток средств будет обеспечен. А теперь посмотрим на инвестиционный климат в Армении. Очевидно, войти сюда на выгодных условиях и без риска разориться можно лишь в том случае, если эти инвестиции гарантированы высшей элитой страны. Законодательного или же институционального обеспечения инвестиционной активности диаспоры в Армении нет. Не важно, армянин ты или грек - инвестиции будут считаться греческими, а результат будет такой же, как в случае с телекоммуникационной компанией OTE.

Второе, в свое время Израиль в целях привлечения капитала упорно отказывался от принятия закона об отмывании денег, если это касалось инвесторов-евреев, и даже был включен в "черный список" FATF. То есть, проводилась некая политика централизации средств. В случае с Арменией этого не было и нет. Никаких льгот для армян, ввозящих капитал в республику, не существует. Войдя на армянский рынок, ты становишься мишенью для налоговых инспекторов, и те быстренько подавляют в тебе всякий патриотизм.

И, наконец, третье. Созданное несколько лет назад министерство диаспоры Армении, в полномочия которого и укладывается озвученный президентом приоритет, возглавляет бывший партийный аппаратчик Грануш Акопян, явно далекая от нюансов инвестиционного менеджмента. Показательные слёты армянских архитекторов и юристов - это возможность освоить скудный бюджет министерства. На самом деле, данную позицию должен был занять некий видный представитель Диаспоры, желательно успешный бизнесмен и, самое главное, меценат. Какое может быть доверие у среднестатистического армянского американца к ереванским чиновникам, да еще и бывшим партаппаратчикам, просящим деньги для развития страны. Очевидно, никакого. А идеи, наподобие создания второй палаты - Сената армянского парламента, в которой будут заседать иностранные армяне, и вовсе комична. Вряд ли некий армянский юрист из Канады или бизнесмен из Франции будут гореть желанием стать депутатом такого Сената, когда доподлинно известно, что инвестиции Диаспоры, в том числе и направляемые по линии частных трансфертов, в конечном итоге, оседают в карманах коллег из нижней - национальной палаты. Так и будет продолжаться, пока в парламенте плотным эшелоном сидят владельцы цементных, пивных и вино-водочных заводов, монопольные импортеры бензина, муки и масла, прочие миллиардеры, состояние которых сравнимо с бюджетом самой Армении. Их бизнес и есть опосредованный итог инвестиционной активности диаспоры, обеспечивающей уже многие годы львиную долю покупательской способности населения страны", - считает Якубян.

Отметим, что по некоторым оценкам, инвестиционный потенциал армянской диаспоры может составлять $400 млрд. Такую оценку дал юрист-международник Тигран Авакян в интервью украинскому изданию Analitika.at.ua. По его словам, с учетом армянских финансовых групп, оперирующих инвестиционным капиталом, минимум, в размере $10 млн, "матрица оценок суммарного капитала возможностей армянской диаспоры за текущее десятилетие начинает реалистический отсчет с цифры в 400 миллиардов американских долларов".