Нюрнбергский процесс над нацистскими преступниками стал основой для создания международной правовой системы. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом сегодня, 16 мая, на Международной научной конференции, посвященной 65-летию Нюрнбергского процесса, в Санкт-Петербурге заявил председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин. При этом глава суда подчеркнул, что одной из причин возникновения фашизма стало, с одной стороны, отсутствие подобного трибунала по итогам Первой Мировой войны, с другой - полная деградация национальной судебной системы в Германии в годы гитлеризма.

Валерий Зорькин отметил, что "отсутствие наказания преступников первой Мировой войны послужило индульгенцией для тех, кто развязал Вторую Мировую войну". При этом он добавил, что "альтернативой Нюрнбергскому процессу могло стать только физическое уничтожение преступников".

Тем не менее, Валерий Зорькин предостерег от чрезмерного использования международного правосудия. "Сколько бы не небезупречно было поведение СССР, эту "не безупречность" нельзя ставить на одну доску с идеологией и практикой геноцида, культом национальной исключительности и откровенно агрессивных намерений, которые составляли сущность нацистской политики. Именно беспрецедентность нацистской идеологии и практики потребовала беспрецедентных мер политико-правового реагирования, которое выразилось создании Нюрнбергского и Токийского процессов".

Переходя к современному обустройству международной правовой системы Валерий Зорькин отметил, что именно Нюрнбергсккий процесс "дал предпосылки создания современного миропорядка, основ современного правопорядка". Прежде всего это касается таких сфер как права человека и международного гуманитарного права. "Но констатация подобного значения Нюрнбергского процесса не имеет никакого отношения к попытке бессмысленного тиражирования великого события", - сказал Зорькин. Он напомнил о Международном трибунале по преступлениям в бывшей Югославии и международном трибунале по Руанде. "Остается много вопросов по работе этих трибуналов", - отметил он.

В итоге Валерий Зорькин дал практические советы для создания международной правовой системы: "Будущее международной уголовной юстиции должно быть в юрисдикции современных национальных судебных систем. Если не срабатывает национальная судебная система, ей в помощь на время, требующееся на ее восстановление, приходит международный уголовный суд".

Экстраординарные случаи, в которых государство встает на путь абсолютного зла и осуществляет тотальную агрессию, целенаправленно уничтожают народы в газовых камерах, в этих и только в этих случаях национальная система может и должна быть замещена международным трибуналом, считает Зорькин. По его словам, интернационализация правосудия - это крайняя мера, направленная нà замещение национального правосудия в случае, если оно не может работать: "Такое наблюдалось в 1945 году в Германии. Чрезмерное использование институтов международного правосудия может привести к тому, что такое правосудие становится не международным судейским арбитром, а механизмом в руках какой-либо из сверхдержав. Такая трансформация неизбежно приведет к подмене правосудия как такового и к тривиального сведению счетов и произвола".

Приветствуя инициативы США по борьбе с международным терроризмом, наркоторговлей и коррупцией, нельзя не признать, что некоторые из этих инициатив чересчур расширяют зону действия американского правосудия фактически на весь мир, считает Валерий Зорькин. "При этом возникает соблазн превратить международную судебную систему не в способ борьбы с терроризмом и криминалом, а в правовую дубину бьющую по головам неугодных. Этих издержек мы должны избежать", - заявил глава Конституционного суда.