Казань уже шестой год подряд принимает участие во всемирной просветительской акции "Ночь музеев", цель которой - привлечь в музеи молодежь. Однако в отличие от Европы, где в эту ночь все желающие могут знакомиться с экспозициями бесплатно, в столице Татарстана с посетителей музеев все шесть лет исправно берут деньги за вход.

Следует отметить, что в своем желании заработать на неплохо разрекламированной акции казанские музейщики были не одиноки: плату за вход в ночь с 14-го на 15-е мая брали, например, их некоторые московские коллеги. Зато казанцы были оригинальны в другом: вместо одной музейной ночи они устроили сразу две.

Первым своим почином отметился музей А.М. Горького - излюбленное место молодой местной богемы и неформалов, проведя Museum party - "Ночь в музее Горького. Пятница, 13". Как объяснили корреспонденту ИА REGNUM в Национальном музее Республике Татарстан, произошло это по неким "техническим причинам". В ту ночь для посетителей заведения, среди которых преобладали лица студенческого возраста, играли джаз, рок и неофолк-коллективы, проходило дефиле этно-дизайнеров, а молодежь разрисовывали хной и привлекали к участию в модных чайных церемониях. Также вниманию гостей была представлена фотовыставка "Город без истории - город без будущего", наглядно показавшая вопиющие масштабы уничтожения архитектурного наследия исторической Казани. В ответ каждый желающий мог нарисовать собственное видение "города мечты".

А сама "Ночь музеев" началась на следующий день 14 мая, одновременно со всеми остальными городами Европы. В Казани наиболее массовые праздничные мероприятия прошли на четырех площадках: в музее Изобразительных искусств, Выставочном зале Союза художников РТ, Национальном музее РТ и в Казанском кремле.

Здесь тоже не обошлось без чая и соответствующих церемоний, а также традиционного татарского чак-чака. Гостей развлекали рок-коллективами, бодиартом, испанской дискотекой, боями на мечах и турнирами кемпо, фотовыставками под открытым небом, мастер-классом по повязыванию мусульманских платков и малопонятными видеопроекциями.

Однако анонсированного вечера, который "затмит все предыдущие", все-таки не случилось. Ничего принципиально нового и зрелищного организаторы предложить не смогли, к тому же в ходе вечера то и дело случались технические накладки, в результате чего рок-площадка перед Нацмузеем то и дело погружалась в кромешную тьму, а толпа, отнюдь не стремившаяся в сам музей, нестройными голосами начинала скандировать: "Ро-кен-ролл!".

"Мы не можем упускать возможности поправить свое финансовое положение, потому что наша ситуация далека от европейской, - заявила ИА REGNUM руководитель Центра "Эрмитаж-Казань" Ольга Пиульская. - Я недавно была свидетелем того, как в Амстердаме наши коллеги открыли выставку, и туда пришла чуть ли не вся Голландия, даже из соседней Германии приехали. У нас же в выходные максимум 200-300 посетителей, и это все равно капля в моря. Поэтому мы используем устоявшийся бренд "Ночи в музеев", стараемся всевозможными уловками привлечь молодежь, которая послушав рок или потанцевав испанский танец, потом и в сам музей заглянет. А работать бесплатно мы будем уже совсем скоро - 18 мая, в День музеев".

"Если весь мир проводит "Ночь музеев" бесплатно, то и мы должны двигаться в русле общей тенденции, - не соглашается с такой позицией джазовый пианист и композитор, преподаватель Казанского государственного университета культуры и искусств Олег Анохин. - А музеи должны придумывать иные способы заработка. Самый банальный - при помощи еды и напитков во время массовых мероприятий. Ну, и конечно, идти дальше, придумывать иные, более креативные методы привлечения посетителей. Если согласно изначальной идее акции доступ к музейным экспозициям должен был быть свободен, то следовало жестко придерживаться этих норм. Или не принимать в ней участия".

"Я не вижу ничего дурного в том, что музеи получили дополнительную возможность подзаработать, - говорит режиссер-документалист Казанской киностудии Владимир Ерхов. - Положение учреждений культуры в России, пожалуй, самое удручающее и нет ничего зазорного, что хотя бы раз в год они получают возможность прилично заработать. В конце концов, вряд ли те суммы, что были потрачены на билеты, сильно разорили казанцев".

"Мы в России традиционно идем "своим путем", - иронизирует хореограф, режиссер-постановщик, художественный руководитель камерного балета "Пантера" Наиль Ибрагимов. - К сожалению, это системная проблема, и ситуация с "Ночью музеев" - лишь один небольшой штрих к ней. Желая работать как во всем мире, мы не хотим вкладывать в культуру тот же объем средств, сколько тратят на это за рубежом. Выгнав из России все западные фонды, которые ранее поддерживали культурные проекты, мы не создали своих. И поэтому те же музеи выживают как могут, и это, подчас, портит общую тенденцию".