Как уже сообщалось, 13 мая президент Армении Серж Саргсян принял специального посланника президента Иранa, заместителя министра иностранных дел ИРИ Мухаммад-Резу Рауфа Шейбани. До этого иранский дипломат побывал в армянском дипломатическом ведомстве, где провел переговоры с министром иностранных дел Эдвардом Налбандяном. В достаточно лаконичных официальных сообщениях сказано, что в ходе встреч обсуждались вопросы, касающиеся сотрудничества в представляющих взаимный интерес сферах, говорилось о ходе выполнения договоренностей, достигнутых в марте нынешнего года на встрече президентов Сержа Саргсяна и Махмуда Ахмадинежада.

Обычно повестка подобных переговоров известна. Речь, как правило, идет о возможностях увеличения поставок иранского газа в Армению, перспективах строительства железной дороги Иран-Армения и нефтепродуктопровода от иранского Тавриза до армянского пограничного пункта Мегри на Араксе, других вопросах торгово-экономического взаимодействия, которое имеет тенденцию к развитию.

На сей раз, однако, на первый план могли выйти вопросы совершенно иного порядка. Как известно, внутриполитическая ситуация в Иране с каждым днем осложняется. Как сообщило информационное агентство ANSpress, 19 апреля в Тегеране группа офицеров Корпуса стражей исламской революции (КСИР) предприняла попытку свержения верховного лидера страны аятоллы Али Хаменеи. Это сообщение полностью укладывается в поступающую из Ирана информацию о тяжелых противоречиях, характеризующих ныне отношения президента Ахмадинежада и аятоллы Хаменеи. Как известно, в последние дни силы безопасности арестовали сразу нескольких представителей президентской администрации и руководителей пропрезидентских СМИ. Некоторых из них обвиняют в "колдовстве и связи с потустороними мирами".

Эксперты полагают, что конфликт вызван разницей в подходах к возможности разрешения насущных вопросов внутренней и внешней политики. Международные санкции все ощутимее сказываются на социально-экономической ситуации в стране, где наблюдается резкий рост цен на продукты первой необходимости и бензин. Президент Ахмадинежад стал терять популярность в широких слоях малообеспеченного и малообразованного провинциального электората, который всегда был его опорой в противостоянии с так называемыми "реформаторами", выступающими за постепенную нормализацию отношений с Западом и большую открытость страны. Против этого резко выступает аятолла Хаменеи со своими клерикальными сторонниками. Пока Ахмадинежад имел возможность проводить свою патерналистскую социальную политику, его отношения с верховным правителем оставались корректными. Однако резкое снижение социально-экономических показателей, рост недовольства, связанный с жестокими разгонами оппозиционных выступлений после президентских выборов 2009 года постепенно привели к возникновению противоречий в вопросах кадровой политики и госуправления. Свою роль сыграло и начавшееся брожение в рядах офицерского состава КСИР. Появились сведения, что ряд авторитетных командиров некоторых подразделений Корпуса обратились к президенту с требованием не использовать КСИР в силовом противостоянии с оппозицией, то есть избавить Корпус от карательных функций.По некоторым данным, три четверти представителей офицерского состава КСИР разделяют эту позицию.

Информация о провалившейся попытке мятежа офицеров элитного КСИР может свидетельствовать о том, что Иран стоит на пороге сильнейших внутренних потрясений, особенно если учесть, что студенты из нескольких иранских университетов заявили о подготовке к массовой акции протеста 15 мая против "диктатуры властей и смертной казни". Наблюдатели уже окрестили эту дату "Днем студенческого гнева".

Сообщается, что информацию о неудавшемся перевороте обнародовал бывший оперативник ЦРУ, известный под псевдонимом Реза Халил. По его данным, 19 апреля офицеры КСИР планировали "занять 130 правительственных учреждений в Тегеране". Они были недовольны "срежиссированными выборами" 2009 года и жестоким подавлением выступлений "зеленой оппозиции". Халил утверждает, что "37 командиров корпуса стражей исламской революции арестованы и помещены в тюрьму Гохардашт".

В ответ, утверждает агент ЦРУ, Советом Национальной безопасности Ирана, который подконтролен верховному аятолле, был разработан план действий (так называемый "Оперативный план 55"), направленный на то. чтобы не допустить очередной волны массовых протестов. Иначе, опасаются клерикалы, слабеющий и теряющий поддержку теократический режим может пасть. Согласно "Оперативному плану 55", подразделения народного ополчения "Басидж", формируемые, как известно, из наиболее отсталых, маргинальных элементов, приведены в полную боевую готовность и переданы в прямое подчинение аятоллы Али Хаменеи. Отряды "Басидж" уже развернуты в ключевых точках Тегерана, чтобы пресечь студенческие выступления. В полную готовность приведены и те отдельные подразделения КСИР, командиры которых заявили, что остаются верны духовному лидеру.

В свете этого оперативный визит в Армению замминистра иностранных дел ИРИ может быть вызван вовсе не неотложной необходимостью обсудить процессы торгово-экономического сотрудничества. Иран, как известно, пребывает либо в открыто враждебных, либо в достаточно прохладных отношениях почти со всеми своими соседями - арабскими режимами стран Залива, Азербайджаном и Турцией. О какой-либо доверительности тут речи быть не может. После присоединения к международным санкциям России Тегеран и к Москве стал относиться без прежнего понимания. В этом смысле отношения с Ереваном выглядят намного лучше. Сами стороны с удовлетворением называют их "показательными", и "образцовыми", что, кстати, вызывает негативную реакцию Баку, считающего, что Иран, развивая взаимосвязи с Арменией, "предает дело борьбы за возвращение Карабаха". Такая критика, однако, на позиции Тегерана не отражается. Вполне допустимо, что высокопоставленный иранский дипломат прибыл в Ереван, чтобы поставить соседей в известность о реальной обстановке в своей стране, а кроме того выяснить, какую позицию может занять Ереван в случае того или иного развития ситуации, скажем, реализации "арабского сценария", чего сегодня уже никто не берется исключить. В этом случае очень вероятна дестабилизация северных провинций страны, населенных этническими азербайджанцами, которые, по разным данным. составляют 15-20 процентов 65-миллионного иранского населения. Баку практически открыто поддерживает их устремления к отделению и созданию "Великого Азербайджана". Это совершенно неприемлемо не только для самого Ирана, но и для Армении, поскольку привело бы к глобализации тюркского мира, слиянию этих областей с Турцией. Поэтому позиция Еревана в свете всех этих событий и тенденций не может не интересовать иранскую сторону. К тому же не следует забывать, что Ереван способен оказать решающее воздействие на позицию 100-тысячной армянской общины Ирана, достаточно организованной, авторитетной и состоятельной. Нельзя исключить и того, что сегодня иранский режим пытается сделать Ереван посредником в своих попытках восстановить связи с Москвой, что заметно изменило бы неутешительную внешнеполитическую конфигурацию, в которой очутилась страна, и способствовало бы укреплению позиций президента Ахмадинежада и его сторонников.

Ануш Левонян