Прошлая неделя для христиан Абхазии стала исторической. В Греции, отцу Дорофею (Дбар), с именем которого связаны реформы в абхазской церкви, был положен чин архимандрита, и сделал это митрополит Константинопольской церкви Дмитрий. До сих пор в Абхазии монаха, который имел бы такое высокое звание, не было, об этом сообщают абхазские СМИ.

Клирик русской православной церкви, основатель духовного епархиального и регентского училища при Новоафонском монастыре, автор многочисленных трудов об истории абхазской церкви, доктор богословских наук Дорофей (Дбар) пять лет назад получил благословение архиепископа Майкопского и Адыгейского Пантилеимона на учебу в Греции, где на прошлой неделе в канун Пасхи и был возведен в сан архимандрита. Понятно, что столь неожиданное событие было отчасти продиктовано церковными событиями, происходящими в Абхазии, но против нынешнего повышения в сане абхазского священника не возражало и руководство Русской Православной Церкви (РПЦ), клириком которой он является.

Однако это историческое событие не вызвало восторга в самой Абхазии, где с громкостью отмечают заслуги соотечественников, и дело, видимо, не столько в непонимании церковной иерархии, а скорее, в позиции, которую, вопреки национальным интересам страны, заняло руководство Абхазской церкви в отношении нового поколения церковников. Как сообщает "Апсныпресс", в среду, 27 апреля, отец Виссарион собрал в Сухумском кафедральном соборе представителей духовенства Абхазии и некоторых членов Общественной палаты. Поводом для собрания стала не радость по поводу возведения в высокий сан абхазского священника, а несогласие с заявлением, сделанным Общественной палатой 15 апреля, в котором, в частности, содержится призыв приостановить решение Сухумо-Пицундской епархии от 4 апреля 2011 г. о назначении игумена Ефрема (Виноградова) настоятелем монастыря Святого Апостола Симона Кананита; с решением Собрания духовенства Абхазской Православной Церкви от 6 апреля 2011 г. об отстранении отца Андрея от всех занимаемых им должностей и возобновлением диалога между представителями духовенства Абхазской Православной Церкви, куда сам отец Андрей приглашен не был.

Представители духовенства пытались разъяснить членам Общественной палаты, откликнувшимся на приглашение, свое отношение к требованиям, связанным с провозглашением автокефалии Абхазской церкви. Из беседы следовало, что духовенство, вроде, как бы и не против восстановления автокефалии Абхазской церкви, утраченной в 1775 году, но пока не готово к диалогу с инициаторами идеи провозглашения независимости абхазской церкви - с отцами Андреем (Ампар) и Дорофеем (Дбар). Более того, собравшиеся обвинили иеромонахов Андрея и Дорофея в "самочине" и заявили, что "церковное собрание возможно только с благословения главы церкви". Возведение же в сан архимандрита Дорофея (Дбар) также не вызвало особой радости у братьев по вере, а отец Виссарион назвал его и вовсе незаконным, ссылаясь на каноны православия. На том же собрании отец Виссарион сообщил, что духовенством Абхазии несколько лет назад был решен вопрос о выходе из Грузинской православной церкви. "Мы вышли из состава Грузинской православной церкви (ГПЦ), хотя канонически это было сложно, и мы все - клирики Абхазской церкви, служащие богу и народу", - цитирует отца Виссариона агентство "Апсныпресс".

Стоит отметить, что признание церкви, как и страны в целом - это дело времени и желания. По информации абхазских СМИ, пять лет назад настойчивость иеромонахов Дорофея и Андрея в вопросе объявления независимости абхазской церкви стала причиной их конфликта с отцом Виссарионом. Сегодня их стремление к независимости церкви отец Виссарион трактует как "самочин", то есть непослушание. Из интервью в газете "Эхо Абхазии" с настоятелем Новоафонского монастыря Андреем (Ампар) следует понимать, что причины то отнюдь не церковные, а достаточно простые. По мнению Андрея (Ампар), Виссарион Аплиа никакой не глава абхазской церкви (которую никак не объявляли и у которой, как выяснилось, нет даже Устава), а, в лучшем случае, руководитель духовников Абхазии. "Им стал он потому что, сразу после войны, когда грузинское духовенство покинуло Абхазию, отец Виссарион был единственным попом абхазской национальности. При этом он был всего лишь мирским священником, это было и остается нарушением всех церковных канонов Православия. К тому же, у него не было никакого церковного образования, только недавно он стал студентом-заочником Санкт-Петербургской духовной семинарии, - сказал он. "Прежде всего, главой любой церковно-административной структуры не может быть женатый мужчина, а уж главой автокефалии и подавно могут быть только представители высшей церковной иерархии - игумены, архимандриты, митрополиты. Вот почему отец Виссарион не согласился назначить меня, игумена настоятелем Новоафонского монастыря, вот почему он настаивает на незаконности возведения в чин архимандрита Дорофея (Дбар) и призывает не впускать его в Абхазию. Ему только Архимандрита тут не хватало, да еще и абхазской национальности", - считает Андрей (Ампар).

Как ранее сообщало ИА REGNUM, 15 мая в Новом Афоне должно состояться собрание духовенства и мирян для определения будущего Абхазской Православной Церкви. Инициаторами его проведения стали представители братии Новоафонского монастыря святого апостола Симона Кананита. Не одни только представители духовенства, а весь народ должен взять на себя ответственность за судьбу православия в Абхазии. Так считает новое поколение абхазских священнослужителей, выразителем позиции которых стал иеромонах Андрей (Ампар), настоятель Новоафонского монастыря.

В сложной ситуации отца Андрея поддерживают иеромонах Дорофей (Дбар), пребывающий в данное время в Греции, докторант Фессалоникийского университета им. Аристотеля; иеродьякон Давид (Сарсания), насельник Святой Горы Афон (Греция), выпускник Фрибургского университета (Швейцария), и Герман Маршания, редактор газеты "Икьырсиану Апсны" ("Христианская Абхазия"), сообщают абхазские СМИ.