Конфликт в Абхазской церкви: кто возьмет на себя ответственность за судьбу православия в Абхазии
Москва, 6 мая, 2011, 10:35 — ИА Регнум. Прошлая неделя для христиан Абхазии стала исторической. В Греции, отцу Дорофею (Дбар), с именем которого связаны реформы в абхазской церкви, был положен чин архимандрита, и сделал это митрополит Константинопольской церкви Дмитрий. До сих пор в Абхазии монаха, который имел бы такое высокое звание, не было, об этом сообщают абхазские СМИ.
Клирик русской православной церкви, основатель духовного епархиального и регентского училища при Новоафонском монастыре, автор многочисленных трудов об истории абхазской церкви, доктор богословских наук Дорофей (Дбар) пять лет назад получил благословение архиепископа Майкопского и Адыгейского Пантилеимона на учебу в Греции, где на прошлой неделе в канун Пасхи и был возведен в сан архимандрита. Понятно, что столь неожиданное событие было отчасти продиктовано церковными событиями, происходящими в Абхазии, но против нынешнего повышения в сане абхазского священника не возражало и руководство Русской Православной Церкви (РПЦ), клириком которой он является.
Однако это историческое событие не вызвало восторга в самой Абхазии, где с громкостью отмечают заслуги соотечественников, и дело, видимо, не столько в непонимании церковной иерархии, а скорее, в позиции, которую, вопреки национальным интересам страны, заняло руководство Абхазской церкви в отношении нового поколения церковников. Как сообщает "Апсныпресс", в среду, 27 апреля, отец Виссарион собрал в Сухумском кафедральном соборе представителей духовенства Абхазии и некоторых членов Общественной палаты. Поводом для собрания стала не радость по поводу возведения в высокий сан абхазского священника, а несогласие с заявлением, сделанным Общественной палатой 15 апреля, в котором, в частности, содержится призыв приостановить решение Сухумо-Пицундской епархии от 4 апреля 2011 г. о назначении игумена Ефрема (Виноградова) настоятелем монастыря Святого Апостола Симона Кананита; с решением Собрания духовенства Абхазской Православной Церкви от 6 апреля 2011 г. об отстранении отца Андрея от всех занимаемых им должностей и возобновлением диалога между представителями духовенства Абхазской Православной Церкви, куда сам отец Андрей приглашен не был.
Представители духовенства пытались разъяснить членам Общественной палаты, откликнувшимся на приглашение, свое отношение к требованиям, связанным с провозглашением автокефалии Абхазской церкви. Из беседы следовало, что духовенство, вроде, как бы и не против восстановления автокефалии Абхазской церкви, утраченной в 1775 году, но пока не готово к диалогу с инициаторами идеи провозглашения независимости абхазской церкви - с отцами Андреем (Ампар) и Дорофеем (Дбар). Более того, собравшиеся обвинили иеромонахов Андрея и Дорофея в "самочине" и заявили, что "церковное собрание возможно только с благословения главы церкви". Возведение же в сан архимандрита Дорофея (Дбар) также не вызвало особой радости у братьев по вере, а отец Виссарион назвал его и вовсе незаконным, ссылаясь на каноны православия. На том же собрании отец Виссарион сообщил, что духовенством Абхазии несколько лет назад был решен вопрос о выходе из Грузинской православной церкви. "Мы вышли из состава Грузинской православной церкви (ГПЦ), хотя канонически это было сложно, и мы все - клирики Абхазской церкви, служащие богу и народу", - цитирует отца Виссариона агентство "Апсныпресс".
Стоит отметить, что признание церкви, как и страны в целом - это дело времени и желания. По информации абхазских СМИ, пять лет назад настойчивость иеромонахов Дорофея и Андрея в вопросе объявления независимости абхазской церкви стала причиной их конфликта с отцом Виссарионом. Сегодня их стремление к независимости церкви отец Виссарион трактует как "самочин", то есть непослушание. Из интервью в газете "Эхо Абхазии" с настоятелем Новоафонского монастыря Андреем (Ампар) следует понимать, что причины то отнюдь не церковные, а достаточно простые. По мнению Андрея (Ампар),
Как ранее сообщало ИА REGNUM, 15 мая в Новом Афоне должно состояться собрание духовенства и мирян для определения будущего Абхазской Православной Церкви. Инициаторами его проведения стали представители братии Новоафонского монастыря святого апостола Симона Кананита. Не одни только представители духовенства, а весь народ должен взять на себя ответственность за судьбу православия в Абхазии. Так считает новое поколение абхазских священнослужителей, выразителем позиции которых стал иеромонах Андрей (Ампар), настоятель Новоафонского монастыря.
В сложной ситуации отца Андрея поддерживают иеромонах Дорофей (Дбар), пребывающий в данное время в Греции, докторант Фессалоникийского университета им. Аристотеля; иеродьякон Давид (Сарсания), насельник Святой Горы Афон (Греция), выпускник Фрибургского университета (Швейцария), и Герман Маршания, редактор газеты "Икьырсиану Апсны" ("Христианская Абхазия"), сообщают абхазские СМИ.