Дата начала митингов в Грузии объявлена. 21 мая Представительное народное собрание начинает одновременные масштабные общенародные выступления в Тбилиси и регионах. Цель лидеров этого общественного объединения - смена нынешнего, несправедливого, по их оценкам, диктаторского режима. Как будут развиваться события в Грузии на этот раз, ведь аналогичные даты объявлялись неоднократно, акции протеста были достаточно масштабными, ожидания и надежды возлагались самые большие, но все выступления заканчивались безрезультатно, что посеяло в обществе определенный нигилизм и апатию. ИА REGNUM попросило политолога Рамаза Сакварелидзе обрисовать внутриполитическую ситуацию в Грузии и перспективы возможного развития событий после 21 мая.

ИА REGNUM: Как вы думаете, насколько готов грузинский народ к общенародным выступлениям, о начале которых с 21 мая объявило Представительное народное собрание?

События последних месяцев заставляют о многом задуматься, и на их основании дать однозначный ответ на этот вопрос нелегко. Дело в том, что в арабских странах никакой речи о готовности народа к массовым выступлениям не шло, поэтому развернувшиеся там события всех, можно сказать, застали врасплох. Что касается грузинского народа, протест у народа есть, но пока нельзя однозначно сказать, достаточен ли этот протест, чтобы поднять волну народного противостояния. Готовность народа покажет время.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете Представительное народное собрание, его возможности и силы?

Народное собрание как организация не ново, аналогичные образования создавались и существовали и раньше. Но, с другой стороны, для последнего времени в этом объединении есть много специфичного. Главное отличие собрания состоит в том, что ведущую роль в нем играют не политические партии или их лидеры, а известные представители интеллигенции и общественности. Это делает собрание чем-то новым. На данном этапе делать какие-либо прогнозы относительно возможностей собрания трудно. Ведь в данном случае на улицу выходит не какая-либо партия или множество партий и их сторонников. На улицу выходит народ. Программу той или иной партии мы знаем, а программа народа нам еще не известна.

ИА REGNUM: Оппозиционные политические партии стоят как бы в стороне от собрания и пока заявляют, что участия в общенародных выступлениях не примут. Как вы думаете, присоединятся ли партии к этим выступлениям, если они станут действительно широкомасштабными?

Партии без народа, без поддержки народа являются просто политическими клубами. Думаю, ни одна из оппозиционных партий не захочет оказаться в роли такого клуба. Если оппозиция увидит, что народ поддерживает собрание, что народ вышел на улицы и выражает открытый протест, думаю, многие оппозиционные партии также окажутся в очаге этих событий.

ИА REGNUM: Реакция правительства на предыдущие выступления оппозиции была резкой и однажды, в ноябре 2007 года, проявилась в разгоне мирных акций протеста. Какой будет эта реакция 21 мая и в последующие дни, если в Грузии начнутся масштабные выступления?

Пока мы видим, что правительство действует довольно осторожно, и хотя относительно планов собрания делается много заявлений, жесткой реакции со стороны властей, гонений и преследований пока не наблюдается, что также примечательно. Такое отношение дает основания предполагать, что правительство будет действовать осторожно и в дальнейшем и не будет торопиться с применением силы, тем более, что в международной публицистике по этому поводу звучит довольно резкая критика.

ИА REGNUM: Главной своей целью Представительное народное собрание объявило смену нынешнего режима. Насколько достижима эта цель, учитывая аналогичные цели, которые неоднократно ставили перед собой оппозиционные партии и которых не достигали?

Возможность смены режима, смены власти в Грузии вызывает сегодня наибольшие сомнения. Но если посмотреть на развитие событий в арабских странах, можно предположить, что и в случае Грузии ничего невозможного нет. Здесь главное - насколько к смене власти готово само Представительное народное собрание, ведь желание - это одно, а для генерации таких серьезных процессов нужна, в первую очередь, хорошая организация. Имеет ли собрание такой потенциал, я пока не знаю. Думаю, что и это покажет будущее.