Инициированная 7 марта обществом "Родной язык" кампания по приданию русскому языку в Латвии статуса второго государственного может серьезно изменить политический ландшафт в стране, считает один из лидеров общества, сопредседатель Объединенного конгресса русских общин Латвии Александр Гапоненко. Об этом он рассказал в интервью ИА REGNUM.

Полтора месяца назад Гапоненко заявил ИА REGNUM, что Россия замалчивает акцию по сбору подписей за внесение в Конституцию Латвии положения о государственном статусе для русского языка. Со стороны МИД РФ и лично министра иностранных дел Сергея Лаврова не прозвучало ни одного слова поддержки, с недоумением отметил тогда общественник. Поэтому ИА REGNUM поинтересовалось у него, изменилась ли позиция России сегодня, когда необходимые для запуска механизма референдума 10 тысяч нотариально заверенных подписей собраны?

- С тех пор прошло два мероприятия с моим участием. Круглый стол в Общественной палате России 24 апреля, где я делал 45-минутный доклад "Дискриминация русских в странах Прибалтики". Присутствовали человек шесть из МИД РФ, представители администрации президента, Госдумы, Совета Федерации и множество авторитетных экспертов. Я говорил о том, что политика, которую проводит МИД России в плане поддержки прав национальных меньшинств с упором на защиту индивидуальных прав человека в странах Прибалтики, бесперспективна. На мой взгляд, имеет смысл поднимать этнический вопрос, т.е. вопрос дискриминации в Прибалтике русского этноса в широком значении этого слова, т.е. всех тех, кто себя к русским относит. Они услышали это.

Конечно, МИД РФ вправе проводить линию осуждения нарушений прав человека, как это принято во всем мире. Но эффективнее действовать так, как действует Польша, поддерживая поляков в Литве, или Израиль, поддерживающий евреев во всех странах мира. Защита диаспоры со стороны материнской державы - это оружие, против которого нет приема. Такое право есть у каждой страны, и против этого никто никогда не возражает. МИД хотя бы стал слушать. Я презентовал на заседании в Общественной палате книжку "Дискриминация русских в странах Балтии" (в PDF-формате), и они сказали, что через месяц издадут ее по-русски, переведут на английский и через два месяца издадут ее в переводе. Далее эта книга будет распространена по всем международным организациям. Другими словами, МИД России согласился с необходимостью поддержки русских в Прибалтике как дискриминируемого этноса.

А 26 апреля "РИА Новости" организовало на ту же тему телемост Рига - Москва. А "РИА Новости" - это крупнейшее государственное информагентство, делающее рассылку по всему миру. Из этого я делаю вывод о том, что Россия несколько изменила свою позицию. Позитивный сдвиг налицо, но пока неизвестно, насколько далеко пойдет Россия по этому пути.

Кстати, на заседании Общественной палаты, в котором я участвовал, замдиректора Второго Европейского департамента министерства иностранных дел России Дмитрий Цветков тут же отреагировал на мою критику МИДа за отсутствие поддержки в вопросе присвоения русскому языку статуса государственного. "Как это мы не поддерживаем? Мы бы не поддерживали, если бы об этом заявил Лавров, а Лавров этого не заявлял", - сказал он.

ИА REGNUM: Как вы прокомментируете последние заявления лидеров "Центра согласия" по поводу движения за предоставление русскому языку статуса государственного?

- Не на 180, но на 90 градусов [в течение суток] "Центр согласия" изменил свою позицию. Выступая по Первому Балтийскому каналу 29 апреля, [председатель ЦС Нил] Ушаков сказал, что это прекрасный инструмент по противодействию затеянному "Все - Латвии!"-ТБ/ДННЛ референдуму [по ликвидации финансируемого государством школьного образования на русском языке], который (инструмент) следует поддерживать. Той нотки, что прозвучала в его статье на портале Delfi.lv 28 апреля - про радикалов с двух сторон - уже не было.

ИА REGNUM: Разве это не обычная для представителей "Центра согласия" манера приглушать или выпячивать (в зависимости от ситуации и аудитории) в своих телевизионных обращениях те или иные аспекты своей позиции?

- Я почувствовал это как реакцию на давление снизу. Когда в тех же комментариях на Delfi.lv Ушаков прочитал, что "Центр согласия" больше не может рассчитывать на голоса русских, он чуть-чуть свою позицию поменял. Таким образом, мы (я говорю сейчас как представитель общества "Родной язык") позитивно воздействуем не только на латышских радикалов, от которых уже открестились национал-либералы ("Единство") и которые сами уже заявили, что не будут усердствовать в пиаре референдума по русским школам, но и на "Центр согласия". ЦС согласился с тем, что проблема существует, что ее нужно обсуждать, хотя пока еще выступает с достаточно мягких позиций. Я их понимаю. Они надеются войти во власть в ближайшее время - думаю, после выборов президента сменится правящая коалиция. С политической точки зрения их маневры понятны. Мы общественная организация и не рассчитывали изначально на поддержку каких-либо партий - ни "Центра согласия", ни ЗаПЧЕЛ...

ИА REGNUM: И это правильно. Реализованная в свое время попытка возглавить движение в защиту русских школ со стороны ЗаПЧЕЛ ("За права человека в единой Латвии") принесла ей кратковременный политический успех, но навредила делу, что рикошетом ударило и по самой партии. Повторять этот опыт было бы, наверное, опасно. Но в связи с этим встает вопрос о политических амбициях и планах лидеров движения за госстатус для русского языка. Соответствующие намеки в адрес одного из его лидеров Владимира Линдермана уже прозвучали.

- Линдерман - негражданин, так же, как и я. И после того, что мы сделали, думаю, гражданство нам не дадут никогда.

ИА REGNUM: Вы могли бы сыграть роль знамени, под которым на выборы пойдут другие политики...

- Политики или нет, но мы ставим своей целью вырастить молодую элиту. Мы ее подбираем, мы ее растим, мы ее пиарим с тем, чтобы они эту линию проводили.

ИА REGNUM: Речь идет о создании новой политической силы?

- Во что это выльется, непонятно. Но то, что должен быть какой-то лифт, который поднимет молодежь, способную что-то изменить в стране, это бесспорно.

ИА REGNUM: А "Центр согласия" таким лифтом не является?

- В настоящее время - нет. Хотя ЦС (по-видимому, какие-то внутренние инструкции были даны) уже не возражает, чтобы члены их объединения участвовали в нашем движении как частные лица. Как партия - нет, а как частные лица - да. Меня приглашали уже раза два на партийные собрания в региональные отделения ЦС, чтобы я рассказал о нашей политике. Кстати, рядовые члены ЦС - и русские, и латыши - считают, что надо провести партийную дискуссию по этой теме. Многие уже выразили желание принять участие в наших акциях. ЗаПЧЕЛ, к сожалению, акцию реально не поддерживает, и даже в прессе не выступает за нее. Принял официальное заявление в поддержку и больше ничего не делает.

ИА REGNUM: А как же сопредседатель ЗаПЧЕЛ Яков Плинер, пожертвовавший 500 латов (700 евро) на оплату услуг нотариусов?

- Это - да. Спасибо ему большое.

ИА REGNUM: Каких же еще шагов вы ожидаете со стороны ЗаПЧЕЛ?

- Пришли бы и помогли организовывать. Место рядом свободно. Тот, кто участвует в этой акции, тот проходит в депутаты. Кто не участвует - не проходит. Это уже ясно сейчас. Люди запоминают, кто боролся за их права.

ИА REGNUM: То есть вы не планируете сворачивать акцию на втором этапе, когда подписи будет собирать Центризбирком?

- Нет. До конца. До победного конца. Думаю, мы преодолеем барьер в 153 тысячи подписей. Конечно, 700 тысяч [русских голосов для победы на референдуме мы не соберем] - столько нет русских избирателей. Но мы намереваемся на новом этапе, который начнется уже через две недели, бороться за латышский электорат. Будем вести в его рядах пропаганду. Будем объяснять, что боремся за демократию и что только вместе с латышами мы можем изменить тот режим, который сейчас существует. Думаю, это позволит сильно колебнуть латышскую общину. Было бы нахальством рассчитывать, что за три месяца мы изменим то, что складывалось 20 лет. Нет доступа к СМИ и латышской аудитории.

ИА REGNUM: Какими ресурсами вы располагаете, чтобы войти в латышское информационное пространство?

- Косвенными. Интернет. По настроениям, а я много общаюсь, латыши готовы воспринять новые идеи. Идеи формирования латвийской политической нации им интересны. В одиночку нам страну не изменить. Но поскольку правящая элита не предлагает никаких вариантов спасения страны, латыши смотрят и очень внимательно впитывают все идеи, все предложения по изменению сложившейся ситуации. Связи с нами уже ищет Ивета Ридере, инициатор акций против новых тарифов Latvenergo.

ИА REGNUM: Вы не выдаете желаемое за действительное, говоря об изменении настроений у латышской части населения?

- Это мое впечатление. Может быть, в глубинке все осталось по-старому. Но, во всяком случае, [латышская] интеллигенция готова вести разговор. Появились публикации на эту тему Илги Крейтусе, Юриса Розенвалдса, Юриса Пайдерса. Пайдерс, кстати, участвовал в телемосте "РИА Новости" и говорил о возможности предоставления русскому языку официального статуса, а также праве голоса на муниципальных выборах для неграждан. Это колоссальный шаг вперед. Раньше даже от Пайдерса такого слышать было нельзя. А это сдвиг в общественном сознании латышей.

ИА REGNUM: Не кажется ли вам, что русской общине Латвии референдум по русскому языку нужен для того, чтобы требование повышения статуса русского языка было заверено, так сказать, нотариально. Чтобы не отдельные политики в СМИ, не несколько сотен человек в рамках ни к чему не обязывающего соцопроса, а десятки и сотни тысяч людей выразили свою волю, заверенную протоколом Центральной избирательной комиссии. Чтобы уже никто не смог объехать на кривой козе эту волю, этот запрос на легализацию русского языка в Латвии, на повышение его статуса вплоть до государственного. Чтобы ни одна политическая сила, претендующая на голоса русских избирателей, не смела отступать за эту красную линию.

- Хорошая идея. Руководство "Центра согласия" должно либо услышать эту идею, принять ее и пытаться реализовать, либо возникнет вторая партия, которая этим займется. С нами или без нас - это уже неважно. Даже лучше, если без нас, чтобы не нарушать формат общественного движения. Люди, насколько я чувствую, очень хотят, чтобы их интересы озвучивали и защищали. Люди понимают, что им не победить на референдуме, но готовы пойти и проголосовать, готовы заплатить деньги, чтобы зафиксировать сложившуюся ситуацию.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете политические перспективы ЗаПЧЕЛ? Эта партия способна вернуться в большую политику?

- Судя по тому, что руководство ЗаПЧЕЛ решило отложить решение всех вопросов на осень - ошибка колоссальная, поскольку все события, связанные с русской темой, будут разворачиваться летом - и если оно не подключится к этой акции, то, боюсь, этот бренд не восстановится никогда.

ИА REGNUM: Разве вы не отложили на осень второй этап кампании за придание русскому языку статуса государственного?

- На лето намечена целая серия мобилизационных акций. Будем работать все лето.