По приглашению президента Ильхама Алиева 28-29 апреля Баку посетил президент Украины Виктор Янукович. Это был первый визит в Баку Виктора Януковича в ранге президента "посторанжевой" Украины. Двумя годами ранее - 9-10 апреля 2009 года - также по приглашению президента Ильхама Алиева с визитом в Баку был президент "оранжевой" Украины Виктор Ющенко. Несмотря на знаковый "политический перекрас" Украины, визит Виктора Януковича в Баку оказался, по сути, повторением повестки дня и продолжением переговоров, начатых 2 года назад в ходе визита Виктора Ющенко.

По итогам нынешнего визита были подписаны "Совместное заявление президентов Азербайджанской Республики и Украины о дальнейшем развитии отношений стратегического партнерства", "План мероприятий всестороннего сотрудничества между Азербайджанской Республикой и Украиной на 2011-2015 годы" и "Протокол третьего заседания Совета президентов Азербайджанской Республики и Украины". Стоит отметить, что "План мероприятий всестороннего сотрудничества между Азербайджанской Республикой и Украиной на 2011-2015 годы" стал логическим продолжением Дорожной карты азербайджано-украинского сотрудничества на 2009-2010 годы, принятой в ходе визита в Баку президента Виктора Ющенко. Не изменилась фактически и повестка заседания, учрежденного 2 года назад Совета президентов двух стран. На состоявшемся в эти дни в Баку третьем заседании Совета президентов также обсуждались три блока вопросов: торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество; топливно-энергетическая сфера, в частности работа Балто-Черноморско-Каспийского транзитного пространства; военно-техническое сотрудничество и сотрудничество в авиакосмической отрасли. Таким образом, характер и перечень вопросов переговоров высокого уровня показали полную приверженность сторон стратегическому курсу, согласованному в апреле 2009 года в ходе первого заседания Совета президентов Украины и Азербайджана.

Как и 2 года назад, в ходе нынешнего визита основное внимание на переговорах было уделено вопросам торгово-экономического и энергетического сотрудничества. В частности на переговорах широко обсуждался вопрос реализации проекта ЕАНТК (Евроазиатского нефтяного транспортного коридора). Стороны выразили удовлетворение ходом реализации ЕАНТК, так как практически выполнены обязательства первого этапа проекта Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск, технико-экономическое обоснование которого было подписано в апреле 2009 года. Первая часть трубопровода Одесса-Броды стала принимать азербайджанскую нефть 30 января этого года. В 2011 году планируется прокачать по этому маршруту для украинских НПЗ более 4 млн. тонн нефти, против 1,5 млн. тонн, поставленных Украине в 2010 году. Тем самым Баку и Киев вновь подтвердили приверженность соглашениям с Европейским Союзом.

Как известно, проект ЕАНТК и разработанная в рамках данного проекта Дорожная карта для сотрудничества в энергетической сфере, явились результатом целенаправленной работы Европейского Союза с причерноморскими и прикаспийскими государствами в ходе двух Министерских конференций. Проект ЕАНТК фактически стал превентивным ответом Евросоюза на глобальные вызовы современной энергетической ситуации и на "газовые угрозы" России. Фактически уже с 2006 года началась "холодная энергетическая война" между Россией и Западом, оказавшая значимое влияние на последующее развитие геополитических процессов в мире и в регионе. Запад отреагировал на рост "энергодержавных" амбиций Кремля достаточно серьезно, оценив их как "шантаж" не только против соседей, но также и против европейских стран. Озабоченность Запада нашла свое выражение в Министерских конференциях Европейской комиссии с Причерноморскими и Прикаспийскими странами, а также в резолюции ПАСЕ "Об угрозе использования энергоснабжения в качестве инструмента политического давления" (январь 2007). Соответственно, Запад в срочном порядке начал разработку "альтернативных" контрмер в качестве эффективной стратегии защиты собственных энергетических интересов. Главными фигурантами "альтернативной миссии" Запада (США и Европы) стали страны ГУАМ и, прежде всего, Украина и Азербайджан.

Реализации "альтернативной" энергетической политики Запада, в частности Проекта ЕАНТК, содействовали проведенные под эгидой Евросоюза и ГУАМ четыре энергетических саммита. На первом Краковском саммите (май 2007) было принято коммюнике об энергетическом сотрудничестве и одобрена прокладка нового трубопровода Баку-Одесса-Плоцк-Гданьск. На втором вильнюсском энергетическом саммите (октябрь 2007) были предметно обсуждены проблемы альтернативных поставок энергоресурсов в Европу и обозначены реальные контуры энергетического консорциума "САРМАТИА", позволяющего участникам перейти к конкретным действиям в реализации проекта "Баку-Одесса-Плоцк-Гданьск". На третьем энергетическом саммите в Киеве (май 2008) были детально разработаны вопросы поставок Каспийских энергоресурсов в Европу по альтернативным трубопроводам, а также создания общего энергетического рынка стран ГУАМ. В повестке киевского саммита особо стоял вопрос создания неформального открытого Сообщества энерготранзитных государств на пространстве от Балтийского до Черного, Каспийского и Азовского морей. На четвертом энергетическом саммите в Баку (ноябрь 2008) все эти вопросы получили дальнейшее развитие. В Бакинской декларации по итогам саммита страны-участницы подтвердили приверженность политике диверсификации путей поставок нефти и газа из каспийского бассейна на мировые рынки, поддержали инициативу создания Каспийско-Черноморско-Балтийского энергетического коридора и договорились продолжить усилия по реализации альтернативных проектов транзита нефти и газа, в частности проекта NABUCCO.

Логическим продолжением этих политических и энергетических процессов стал визит в Баку в апреле 2009 года президента Виктора Ющенко. Бакинские переговоры президентов Ющенко и Алиева об интенсификации совместных работ в энергетической и транспортно-коммуникационной сферах, а также подписание особой Дорожной карты украино-азербайджанского сотрудничества на 2009-2010 гг. должны были стать очередным шагом в деле реализации проекта ЕАНТК и Дорожной Карты Евросоюза. Но "постгрузинский синдром" нервозности и неопределенности в отношениях между странами ГУАМ (Западом) и Россией, а также завершение "оранжевой эры" на Украине способствовали определенной паузе - как в вопросе реализации проекта ЕАНТК, так и в вопросах азербайджано-украинского политического и энергетического партнерства в "альтернативных" планах Евросоюза. Нынешний визит президента Януковича в Баку по этой причине ожидался с большим интересом. Он показал, что, несмотря на двухлетнюю паузу и значительные политические перемены, обе страны сохранили приверженность договоренностям 2009 года и линии, намеченной в ходе прежних встреч и переговоров.

Дипломатические отношения между Украиной и Азербайджаном были установлены 6 февраля 1992 года. Азербайджан и Украина тесно сотрудничают в рамках ООН, ПАСЕ ОБСЕ, ОЧЕС и других организаций. Практика взаимной поддержки в рамках международных организаций при голосовании по принципиальным вопросам стала для обеих стран традиционной. Обе страны имеют в целом схожие политические приоритеты. Они не участвуют в военно-политическом союзе СНГ, но являются членами натовской программы "Партнерство во имя мира". В то же время Азербайджан и Украина являются участниками программы Евросоюза "Восточное партнерство" и входят в объединение ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия). Украина поддерживает мирное урегулирование карабахского конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджана, постоянно демонстрирует готовность принять участие в возможной миротворческой операции под мандатом ООН. С начала установления дипотношений было немало визитов на уровне президентов:

* 9 декабря 1992 г. - официальный визит на Украину президента Азербайджана Абульфаза Эльчибея. По итогам визита подписаны договор "О дружбе и сотрудничестве", а также ряд соглашений в экономической и культурной областях.

* 27-28 июля 1995 г. - официальный визит в Баку президента Леонида Кучмы.

* 24-25 марта 1997 г. - официальный визит на Украину президента Гейдара Алиева.

* 7-8 сентября 1998 г. - Леонид Кучма прибыл в Баку для участия в Международной конференции "Восстановление исторического Шелкового Пути" (TPACEKA).

* 16-17 марта 2000 г. - официальный визит в Баку президента Леонида Кучмы.

* 3-4 июня 2004 г. - официальный визит на Украину президента Ильхама Алиева.

* 15-16 июня 2006 г. - президент Ильхам Алиев посетил Украину с целью участия в Международном экономическом форуме "Мини-Давос".

* 7 сентября 2006 г. - официальный визит в Баку президента Виктора Ющенко.

* 21 мая 2008 г. - официальный визит на Украину президента Ильхама Алиева. Визит приурочен к участию в работе энергетического саммита в рамках ГУАМ.

* 9-10 апреля 2009 г. - визит Виктора Ющенко в Баку по приглашению Ильхама Алиева.

* 28 октября 2010 года - визит Ильхама Алиева в Киев для участия в церемонии открытия сквера им. Гейдара Алиева и его встреча с Виктором Януковичем.

* 28-29 апреля 2011 г. - Виктор Янукович по приглашению Ильхама Алиева посетил Баку.

Из всех постсоветских государств именно Украина, сразу посла распада СССР и образования суверенных государств, стала наиболее надежным стратегическим партнером Азербайджана - как на уровне официальных отношений, так и в сфере своеобразной народной дипломатии. Партнерство двух государств носит многомерный характер и базируется на взаимовыгодном политико-экономическом сотрудничестве. Как следствие, любое серьезное политическое событие в одной стране, так или иначе, отражается на развитии ситуации в другой. Плодотворное конструктивное сотрудничество Азербайджана и Украины было обусловлено общностью процессов на постсоветском пространстве, и, прежде всего, совпадением стратегических интересов двух стран. Оба государства в течение долгого времени были заинтересованы в синхронном наращивании прозападного дрейфа, как важного фактора в обретении полноценного суверенитета. В тесном своем партнерстве они усматривали возможность совместного противостояния угрозе реанимации прежней зависимости от России. По этой причине Баку и Киев постоянно координировали свои маневры в рамках СНГ. С течением времени позитивное партнерство Украины и Азербайджана получило дополнительный импульс в связи с образованием ГУАМ, а также в связи с актуализацией и активизацией альтернативных энергетических планов. Словом, украино-азербайджанские партнерские взаимоотношения имеют глубокие корни в новейшей постсоветской истории двух государств, и с каждым годом, с каждым контактом на уровне президентов (вне зависимости от конкретных персон) получают стимул к дальнейшему прогрессивному развитию.

Стратегический характер отношений двух стран показывает рост торгово-экономических отношений. Украина уже вышла на второе место после России среди торговых партнеров Азербайджана. Товарооборот в 2010 году вырос до 1,3 млрд. по версии азербайджанской стороны и до 1,6 млрд. по данным украинской статистики. Экспортно-импортный контекст включает энергоресурсы Азербайджана, военную технику и продовольственные товары украинской промышленности. Азербайджан является одним из основных покупателей украинской техники, в том числе военной. Украина поставила Азербайджану 14 модернизированных истребителей, начала программу модернизации вертолетной техники. Военные поставки включают также БТРы, самоходные гаубицы, артиллерийские системы, вертолеты Ми-24. В Баку президенты Ильхам Алиев и Виктор Янукович заявили о желании наладить более тесное военно-техническое сотрудничество, предусматривающее создание совместных оборонных предприятий. Тема совместных предприятий с паритетным участием капиталов сторон 50 на 50 стала новым элементом традиционных экономических связей. По словам президентов, предприятия могут базироваться и на Украине и в Азербайджане в зависимости от приоритетов сторон. Так что, стратегическое партнерство двух государств, как в сфере энергетики, так и в других областях, развивается весьма успешно и на базе взаимовыгодного сотрудничества.

Другое дело - как это сотрудничество, работающее на "альтернативную трубу", расценивается иными заинтересованными странами? И, прежде всего, Россией.