Хотя таджикские власти убеждают, что проблем с поставками бензина в Таджикистан не будет, эксперты считают, что возможный запрет на экспорт ГСМ из России может привести к коллапсу таджикской экономики. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, представители Минэкономразвития и торговли Таджикистана заявили, что запасов ГСМ в стране хватит на месяц. Именно на столько российские компании планируют отказаться от экспорта ГСМ в другие страны.

Кроме того, власти убеждены, что приобрести ГСМ можно будет и на других рынках. Правда, как уже сообщало ИА REGNUM, 27 апреля министр экономики и торговли Таджикистана Фаррух Хамралиев заявил журналистам, что средняя стоимость российского топлива в первом квартале этого года составляла $885 за тонну (с учётом пошлины), в то время как цена на тонну туркменского топлива составляет $915. Вместе с тем, хотя министр и заявлял, что импорт российского топлива для Таджикистана остаётся наиболее выгодным, даже с учетом введённых экспортных таможенных пошлин, но с учетом того, что с 1 мая экспортные пошлины вновь увеличатся на 44%, то импорт туркменского бензина уже может оказаться более привлекательным.

Между тем, основной поставщик российского топлива в Таджикистан, компания "Газпром-нефть Таджикистан", занимающая более 30% рынка ГСМ республики, работает в прежнем режиме и перебоев на ее заправочных станциях не наблюдается. Генеральный директор компании Фарход Мирзоев сообщил СМИ, что отгрузка нефтепродуктов из России в Таджикистан пока идет в штатном режиме. Он также сообщил, что в ближайшее время цены на ГСМ в Таджикистане существенно вырастут. "Цены на бензин внутри Таджикистана будут расти капитально. Это неизбежно, потому что стремительно растут отпускные цены внутри России, соответственно, экспортные цены тоже будут расти", - сказал он.

Тем временем, экономист Бахриддин Каримов считает, что запрет на экспорт нефтепродуктов из России приведет к коллапсу таджикской экономики. "Практическое отсутствие нефтепродуктов на рынке приведет соответственно к ажиотажному скачку цен на все. Даже временные поставки нефтепродуктов из Казахстана или Туркмении не остановят этот ажиотаж. Боюсь, люди начнут скоро скупать все подряд, пока цены на продукты не взлетели еще больше", - говорит эксперт.

Одним из путей решения топливной проблемы эксперты видят в строительстве нефтеперерабатывающего завода в Таджикистане. "В этом случае, мы могли бы приобретать сырую нефть с определенными скидками в Иране и производить нефтепродукты", - считает эксперт.

Напомним, что Иран ранее заявлял, что не может обеспечить Таджикистан нефтепродуктами, так как, несмотря на большой объем добываемой в стране нефти, Тегеран сам вынужден импортировать нефтепродукты для обеспечения внутренних потребностей. Между тем, литр бензина марки АИ-92 на автозаправочных станциях Душанбе стоит $1,15, а в регионах еще дороже.