В Таджикистане отмечен резкий рост стоимости продуктов питания и иных товаров. Власти причину галопирующей инфляции видят в мировых тенденциях, в частности, в подорожании продовольствия и ГСМ. Также указывается на то обстоятельство, что Россия, начиная с прошлого года, ввела акцизную пошлину на экспорт светлых нефтепродуктов в Таджикистан, что способствует росту цен на все виды товаров. Правительство Таджикистана уже более года ведет переговоры с российскими коллегами об отмене этих пошлин, но безрезультатно. Хотя, для соседней с Таджикистаном Киргизии эти пошлины Москвой были отменены. Почему таджикским властям не удается договориться с Москвой? Свое видение проблемы ИА REGNUM представил независимый таджикский политолог Парвиз Муллоджанов.

"Парадоксально, но Таджикистан получает зачастую диаметрально противоположные оценки своих отношений с Российской Федерацией. Так, на Западе до сих пор продолжают рассматривать нашу страну в качестве наиболее пророссийского государства на постсоветском пространстве. В российской же прессе о Таджикистане все чаще вспоминают в негативным тоне, в основном, упоминая закон о языке, а также политику Душанбе со странами вне СНГ. Большей частью российской политической элиты этот спектр взаимоотношений оценивается как антироссийская политика таджикских властей.

Причина подобных разночтений заключается в специфике ситуации в среднеазиатском регионе и самом Таджикистане, факторах, которые чем дальше, тем больше обуславливают двойственный характер таджикской внешней политики. Действительно, с одной стороны Таджикистан не может обойтись без России, будучи накрепко привязан к российской экономике и российскому рынку труда, что позволяет таджикскому правительству вот уже столько лет снижать уровень внутреннего социального напряжения. Таджикское руководство (как, впрочем, и общество в целом) остается пророссийским по своему составу и менталитету; страна и общество продолжают оставаться почти полностью в зоне российского (русскоязычного) информационного пространства - можно сказать, что средний таджикский гражданин все еще смотрит на окружающий глобальный мир сквозь призму российских СМИ. Однако, с другой стороны, взаимные ожидания сторон, видение роли друг друга, будущего характера взаимоотношений с каждым годом расходятся все больше. Для российского руководства Таджикистан, как и регион в целом, остается зоной приоритетного российского влияния, и попытки местных правительств проводить многовекторную политику воспринимаются крайне негативно. Для Таджикистана, с его стратегией экономического развития, основанной еще на советских планах превращения республики в поставщика дешевой электроэнергии, масштабные и долговременные инвестиции являются основным приоритетом. Соответственно, таджикское руководство ожидало и ожидает соответствующих инвестиций от основного геополитического партнера. Точно так же, ожидалось, что Россия в целом поддержит позицию Таджикистана в его водно-энергетических планах и спорах с соседями. Однако российское правительство не делает ни того, ни другого. Бюджетных денег никто инвестировать не хочет, а попытка привлечь крупный российский бизнес (в лице господ Дерипаски и Чубайса) по сути провалилась. Россия также избрала политику нейтралитета в таджикско-узбекских разногласиях относительно строительства крупных ГЭС - будущей основы таджикской экономики.

Не дождавшись от России ни инвестиций, ни поддержки, таджикское руководство отправилось за ними за пределы СНГ, обозначив новую систему поиска "многовекторной политикой". Соответственно, развивающийся внешний вектор политики Таджикистана вызывает растущее раздражение и недовольство в самых широких кругах российского истеблишмента, обуславливая целый ряд ответных шагов и заявлений, что только осложняет ситуацию.

Именно здесь кроется основная причина существующих осложнений и многочисленных "неровностей" в российско-таджикских отношениях, все эти неожиданные для постороннего взгляда переходы от периодов "охлаждения" к столь же неожиданным периодам "потепления". К сожалению, в российской политической среде современное восприятие российско-таджикских отношений зачастую носит эмоциональный характер, когда больше внимания уделяется отдельным шагам таджикского руководства, которые столь же часто соответствующим образом интерпретируются. При этом, часто забывается, что Таджикистан, как и прежде, остается в общем русле пророссийской политики, поддерживая практически все внешнеполитические и геополитические инициативы своего старшего партнера - от ЕврАзЭС до ОДКБ, от ШОС до создания совместных сил быстрого реагирования в регионе.

Будущее же российско-таджикских отношений во многом будет зависеть от того, насколько партнеры научатся в полной мере понимать и уважать потребности и нужды друг друга. Реалии советского периода и 90-х годов уже ушли в прошлое, сегодня уже практически невозможно удержать в зоне своего влияния ни одно государство без совместных экономических проектов и инвестиций в его экономику. Так же, невозможно закрыть дорогу в глобальный мир ни одному государству, как бы мало и слабо оно не было. Единственный выход - обеспечить надежное и долговременное партнерство - сделать его в полной мере взаимовыгодным".