Существовавшая практика условного деления мусульманской уммы России между Центральным духовным управлением мусульман (ЦДУМ), Координационным центром мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) и Советом муфтиев России (СМР) уходит в прошлое. С избранием на пост муфтия Татарстана Ильдуса Фаизова Духовное управление мусульман РТ становится мусульманской организацией, которая превращается в лидера.

Ни для кого из экспертов и аналитиков и ранее не было секретом, что ДУМ Татарстана с момента своего объединительного съезда 1998 года был независимой мусульманской организацией. В частности, независимой от Совета муфтиев России, который до сих пор упорно включает татарстанский муфтият в число своих членов. Накануне своего вступления в должность нынешний муфтий Татарстана Ильдус Фаизов еще раз подчеркнул, что ДУМ РТ не входит в состав СМР, а членство прежнего муфтия Гусмана Исхакова носило персональный характер.

Если что и входило от Татарстана в состав СМР, так это только Казанский муфтият, организация, объединяющая чуть больше десяти приходов за пределами Татарстана (в Магадане - 1; в Комсомольске-на-Амуре - 1; в Самаре - 1; в Кировской области - 9). Поэтому говорить о том, что Татарстан входит территориально в сферу влияния СМР можно пока только потому, что ДУМ Татарстана является соучредителем Казанского муфтията наряду с ЦДУМ Ульяновской области, а также потому, что председателем Казанского муфтията по уставу является муфтий Татарстана.

Однако, если устав Казанского муфтията будет приведен в соответствие с изменениями в российском законодательстве (устав ДУМ Татарстана на съезде мусульман РТ 13 апреля подвергся этой неизбежной процедуре), то может случиться так, что и Казанский муфтият покинет состав СМР.

Что же мы видим теперь? На 2010 год в Министерстве юстиции России было зарегистрировано 4162 мусульманские общины. В КЦМСК входят 1160 приходов (реально будет больше, где-то в пределах 2000, поскольку очень много незарегистрированных общин, особенно в Чечне и Дагестане). ДУМ Татарстана имеет 1092 зарегистрированных мусульманских общины (и более 1300 мечетей). ЦДУМ объединяет около 1020 общин, а СМР подчиняются около 740 приходов, в недавно созданной Российской ассоциации исламского согласия (РАИС) - около 150 общин.

При этом надо учитывать наличие незарегистрированных общин (в какой-нибудь татарской деревне есть свой мулла, который отправляет все религиозные обряды, но при этом никакой регистрации общины нет).

Очевидно, что по количеству приходов ДУМ Татарстана становится не просто региональной централизованной организацией, а вторым "центром силы" в мусульманской умме России, намного опередив те, которые ранее воспринимались как главные. Таким образом, не будет неожиданностью, если на все основные приемы и встречи высших государственных и религиозных деятелей вскоре начнут приглашать не главу СМР Равиля Гайнутдина, а главу ДУМ РТ Ильдуса Фаизова, муфтият которого явно внушительнее.

Тот факт, что нынешний глава ДУМ Татарстана сам дал понять о независимости татарстанского муфтията, только подчеркивает его стремление не быть в тени московского муфтия (в последнее время слишком много говорившего, особенно в отношении коренного населения страны и представителей российского государства).

Ильдус Фаизов, которого в период его нахождения в положении и.о. председателя ДУМ РТ регулярно поливали грязью в СМИ, симпатизирующих СМР, такого явно не забудет и не простит. Вот почему он и не стремится к тому, чтобы официально объявить о своем сопредседательстве в СМР. Зачем входить в организацию, где тебе отводят роль одного из подчиненных персоны, которая своими высказываниями противопоставляет мусульман остальному населению страны, восхваляя при этом "трудолюбие" гастарбайтеров?

Очевидно, что сегодня ДУМ Татарстана является одной из крупнейших мусульманских организаций федерального масштаба, и его глава должен быть участником не региональной, а всероссийской политики, как человек, положительно зарекомендовавший себя с государственных позиций.

Раис Сулейманов - руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ