Госсекретарь США Хиллари Клинтон резко осудила власти Сирии за репрессии против мирных участников антиправительственных акций протестов. Как сообщает CNN, Клинтона подчеркнула: "Дамаск должен прекратить несанкционированные аресты, задержания и пытки заключенных. Мы призываем остановить насилие. Мы призываем к не препятствовать мирным протестам и политическим процессам, которые соответствуют законным нуждам, интересам и чаяниям народа региона".

Между тем, 20 апреля во многих городах Сирии продолжились демонстрации, несмотря на то, что по указанию президента страны Башара Асада правительство приняло решение об отмене чрезвычайного положения, действовавшего в стране с 1963 года. Согласно данным агентства Reuters, президент также сместил с должности начальника полиции города Баниас, в котором за последние дни в ходе разгона демонстраций были убиты несколько манифестантов.

В Алеппо - втором по величине городе Сирии, прошли студенческие акции протеста. Они выставили пикеты возле здания университета, а потом организовали марш к городскому представительству правящей Партии арабского социалистического возрождения. Вмешались силы правопорядка. Они применили силу и арестовали десятки студентов. Продолжились демонстрации в Хомсе, в которых участвовали и христиане. Манифестации состоялись в Джебле и Забадани. В пригороде Дамаска Телле прошла демонстрация с зажженными свечами и факелами. В курдском квартале столицы страны Масакин Берзи прошел женский "марш свободы".

Очевидно, что за последнюю пару недель география антиправительственных волнений сильно увеличилась. Если в начале акции протеста проходили в основном в южном городе Дера, то теперь они охватывают всю страну. Теперь не менее активными очагами акций стали город Хомс, расположенный в центральной части Сирии, северо-западные портовые города Латакия и Баниас, северный город Алеппо и сама столица Сирии с ее пригородами. Более того, к протестам присоединились и северо-восточные города с преимущественно курдским населением, а также южный город Эс-Суейда, где проживают друзы.

Вдобавок, уточнился религиозный и этнический контекст движения. Во-первых, демонстранты очень четко заявили, что происходящее в Сирии - это не восстание радикальных исламистов. Как сообщало ИА REGNUM, они подчеркнули: "Мы не салафиты, не "Братья-мусульмане". Мы - добивающиеся свободы". Во-вторых, к протестам арабов-суннитов примкнули как курды и друзы, так и христиане. Эхо волнений распространилось даже на поселения алауитов, которые как и друзы являются ответвлением исмаилитского шиизма. Примечательно, что президент Сирии, большинство правящей элиты и высокопоставленных военных принадлежат именно к относительно небольшой общине алауитов.

Отметим также, что принципиально изменились и требования участников демонстраций. Если в начале демонстранты требовали проведения политических и экономических реформ и, в частности, отмены режима чрезвычайного положения, то теперь они все чаще и громче требуют смены режима. А каких-то три-четыре месяца назад в этой стране люди боялись даже вполголоса произносить слова "реформы", "права" и "свобода".