Сегодня, 19 апреля, в Кишиневе прошел VI международный общественный форум на тему "Россия и Молдавия: вызовы модернизации" в рамках серии круглых столов "Россия и Молдавия: диалог во имя будущего". Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе башкана (главы) Гагаузии, в мероприятии принял участие и гагаузский лидер Михаил Формузал.

Как отмечается, на мероприятии башкан Гагаузии выступил с докладом "О необходимости обновления повестки дня молдавско-российских отношений". "Уже 20 лет Россия и Республика Молдова строят свои отношения, как два независимых государства, - заявил Формузал. - Если использовать эту круглую дату, как повод для анализа прошлого и настоящего молдавско-российских отношений, то можно прийти к выводу, что они имеют как положительный опыт, так и, - в силу различных причин, - нереализованные возможности. Молдавию с Россией объединяет много вещей: исторические связи, общая вера, торгово-экономическое сотрудничество. Список можно продолжать ещё долго, но при этом важно понимать, что сами по себе эти объективные обстоятельства ещё не обрекают Молдавию и Россию на вечное стратегическое партнёрство, не говоря уже о построении совместного будущего. В сфере внешней политики побеждает активность. И если выгодные факторы воспринимать как гарантию, освобождающую от необходимости эффективных действий, то никто даже не заметит, как Россия превратится в одну из множества стран, с которой Молдавия строит "прагматичные отношения".

По словам главы Гагаузии, это уже видно из самой жизни. "Несмотря на то, что Россия из года в год сохраняет позиции первого внешнеторгового партнёра Молдавии, главного поставщика энергоресурсов и гуманитарного донора, значительная часть находящейся у власти элиты и в особенности её подрастающей смены, относится к России, скорее как к важному партнёру, чьё существование невозможно игнорировать, а поддержание молдавско-российских отношений считает вынужденным обстоятельством. Если среди политического истеблишмента и звучит пророссийская риторика, то, как правило, накануне очередных выборов. Это, кстати, верный признак того, что ориентация политической элиты Молдавии не совпадает с отношением к России большинства молдавского общества. Кроме того, постоянное использование партиями "пророссийскости" молдавского общества в качестве своего электорального ресурса, привело к тому, что большинство населения Молдавии сегодня не верит ни одному политику, кто клянётся в любви к Москве. Итак, если говорить о симпатиях и стремлениях молдавского политического класса, то они у его большей части ориентированы сегодня на Запад. Об этом можно судить, в частности, по тому, что евроинтеграционный вектор развития единогласно объявлен всеми парламентскими силами страны в качестве безальтернативного выбора", - отметил Формузал.

Он задался вопросом о том, насколько такое положение дел соответствует интересам и потребностям населения Молдавии? "На вопрос, насколько справедливы рассуждения о безальтернативности евроинтеграции Молдавии, дают исчерпывающий ответ следующие факторы. Во-первых, Молдавии со стороны ведущих европейских чиновников был дан четкий сигнал о том, что в ближайшие десятилетия не планируется её принятие в Европейский союз в качестве полноправного члена. Во-вторых, западные державы не могут оказать Молдавии существенную помощь, так как сами испытывают серьезные финансовые трудности. В данном контексте стоит упомянуть туманные перспективы программы ЕС "Восточное партнерство", которая так и не получила должного воплощения на практике. В-третьих, системный кризис в соседней Румынии значительно сбавил завышенные ожидания сторонников "европейского", и, в частности, "румынского" вектора развития страны. В-четвертых, Молдавия, будучи маленьким государством со скромным экономическим потенциалом в одиночку успешно интегрироваться в мировую экономику не в состоянии. В-пятых, если в 1990-е гг. и отчасти в нулевые принято было считать, что в укреплении молдавско-российских связей заинтересована больше Москва, которая "не желает расставаться с имперским прошлым и отпускать Молдавию из сферы своего влияния", то в последнее время, в особенности после мирового кризиса, выяснилось, что объективно, Россия заинтересована не больше самой Молдавии", - отметил башкан.

По его мнению, "поддерживая проведение в Молдавии комплексных внутренних реформ социально-экономической и политической сфер в соответствии с европейскими стандартами, следует всё же признать необходимость переосмысления внешней политики страны". "Смена внешнеполитического курса будет ломать прежние концепции и стереотипы, будет входить в конфликт с позицией международных институтов, организаций и центров силы. Однако это никого не должно пугать или останавливать, поскольку необходимость перемен продиктована исключительно практической пользой и выгодой для населения. Молдавское общество, которое в большинстве своём сохраняет своё уважение и тёплые чувства к России, ждёт обновлённой повестки дня двусторонних отношений. В частности, в неё должен быть включён вопрос сохранения и развития русского языка в Молдавии. Сужение сферы употребления русского языка, доступность образования на русском языке, сложности получения лицензий на адвокатскую деятельность русскоязычными гражданами, введение всё новых и новых законодательных барьеров, исключающих доступ русскоязычных граждан к государственной службе - решение всех этих проблем невозможно без обсуждения на официальном уровне между Москвой и Кишиневом. Другим приоритетом наших двусторонних отношений должна стать активизация гуманитарного и научно-образовательного сотрудничества, а также работа с неправительственным сектором", - полагает Михаил Формузал.

Важную роль, по его мнению, могут сыграть российские инвестиции, а также предоставление Молдавии льготных кредитов. "Следует отметить и незаслуженно недооцениваемый молдавскими лидерами потенциал Таможенного союза, который мог бы стать основой для экономической и политической интеграции. В данном контексте хотел бы обратить особое внимание на то, насколько экономический потенциал Молдавии зависит от стабильных политических отношений с Россией, и к чему может привести игнорирование этого обстоятельства. "Как известно, тот небольшой промежуток времени, в течение которого молдавско-российские отношения были наиболее благоприятными и поступательно развивались, выпал на самое начало нулевых гг. Это было время правительства Дмитрия Брагиша и, после прихода к власти Партии коммунистов, - первые несколько лет правительства Василия Тарлева. Именно в этот промежуток времени очень интенсивно развивались экономические связи России и Республики Молдова. Именно в это время происходила мощнейшая модернизация молдавской винодельческой отрасли. Если бы не возникшая напряжённость между Москвой и Кишинёвом, то, ещё бы 5 лет, - и сегодня винодельческая отрасль РМ была бы полностью модернизированной и конкурентоспособной по сравнению с европейскими странами. Ущерб, который был нанесён винодельческой отрасли республики в результате необдуманных действий в конце 2003 года (В ноябре 2003 года лидер ПКРМ Владимир Воронин по указанию Запада сорвал подписание уже парафированного сторонами Меморандума Козака по урегулированию приднестровского конфликта. После этого политика ПКРМ приобрела ярко выраженные антироссийские черты, и на выборы 2005 года Воронин шел при поддержке Траяна Бэсеску, Виктора Ющенко и Михаила Саакашвили, заключив при этом в парламенте политический союз с русофобской Христианско-демократической народной партией Юрия Рошки. На резкую антироссийскую риторику и политику коммунистического Кишинева Россия ответила запретом на поставки молдавских вин на российский рынок, что нанесло существенный урон экономике Молдавии - прим. ИА REGNUM), огромен. Пожалуй, главный урон состоит даже не в обанкротившихся предприятиях, а в потерянном образе нашей Молдавии, как винодельческой страны. Теперь нам нужно предпринять огромные усилия и очень многое наверстать, чтобы вновь вернуть себе бренд "страны солнца и винограда", - отметил глава Гагаузии.

По его словам, на данный момент, одним из препятствий для "перезагрузки" молдавско-российских отношений со стороны Молдавии является, собственно, сам политический класс республики и его внешнеполитические приоритеты. "Учитывая, что другой руководящей элиты нет, а появление новой требует как минимум большого временного ресурса, выходом из ситуации может стать выбор Москвой в качестве одного из приоритетов своей внешней политики по отношению к Молдавии развитие межрегионального сотрудничества двух стран. Об огромных перспективах такой политики свидетельствует успешный опыт Гагаузии, которая уже несколько лет активно развивает отношения с российскими регионами. На сегодняшний день Гагаузия имеет соглашения о сотрудничестве с Брянской и Нижегородской областями, Татарстаном и другими субъектами Российской Федерации. Во многих российских регионах Гагаузия имеет своих официальных представителей. Благодаря этому, в течение последних лет, какими бы ни были официальные отношения Москвы и Кишинёва, Гагаузия развивала экономическое, гуманитарное и культурное сотрудничество со своими российскими друзьями. Для осознания ценности гагаузского опыта межрегионального сотрудничества достаточно привести лишь одну цифру: за последние 4 года Гагаузская автономия получила от российских регионов помощь на сумму свыше 100 млн леев (1 рубль = 0,4 лея - прим. ИА REGNUM), что значительно укрепило сельскохозяйственный потенциал и способствовало развитию социальной сферы региона. Следует отметить, что политика межрегиональных связей имеет ряд безусловных преимуществ: она более динамична и не забюрократизирована, в меньшей степени обусловлена официальными отношениями двух стран, даёт возможность населению двух стан быстрее ощутить выгоды сотрудничества. Следует отметить, что с молдавской стороны, помимо Гагаузии, такое сотрудничество востребовано и в других регионах, местное сообщество которых не разделяет пассивности официального Кишинёва в развитии молдавско-российского диалога", - заявил Формузал.

"Сегодня в России на государственном уровне осознаётся необходимость обновления. Хочется надеяться, что объявленный президентом РФ Дмитрием Медведевым курс на модернизацию, коснётся не только экономики, социальной сферы и инфраструктуры, но и внешней политики страны. В переосмыслении нуждаются как методы реализации внешнеполитической деятельности, так и спектр проблематики двусторонних отношений. Наполнить новым содержанием молдавско-российский диалог мог бы новый привлекательный проект, своего рода конкурентоспособный аналог западных проектов "развития гражданского общества", "концепции прав человека" и "демократии". Его основой могут быть темы социального, экономического и гуманитарного сотрудничества, информационная политика, укрепление позиций русского языка и другие вопросы, тесно связанные с интересами населения обеих стран. В целом, обновление повестки дня молдавско-российских отношений - это сложный и многоуровневый процесс. На каждом из его уровней могут быть конкретные сценарии. На каждом этапе существует широкий набор возможностей и перспектив. И если стремление к переменам, как в Молдавии, так и в России будет обусловлено не давлением внешних факторов, а внутренней потребностью элиты и общества, то успех любых начинаний будет гарантирован", - подвел итог Михаил Формузал.