Раис Сулейманов: Русский язык в Татарстане объединил русских и татар
Москва, 18 апреля, 2011, 14:19 — ИА Регнум. День16 апреля 2011 года войдет в историю Татарстана как дата начала формирования новой идентичности русских и татар - российской. Именно в этот день родители школьников - как русские, так и татары - вышли на митинг "В защиту русского языка". К этому привела политика руководства Татарии, а также Министерства образования и науки республики, на протяжении двух последних десятилетий настаивавших на обязательном и поголовном обучении татарскому языку всех школьников региона.
Введение в школьное образование татарского языка проводилось за счет сокращения часов на другие дисциплины, в том числе и на русский язык. В результате знание татарского языка не улучшилось (русскоязычные выпускники татарстанских школ больше нескольких выражений по-татарски не знают), а вот знания по другим предметам, особенно по русскому языку, по результатам
После нескольких одиночных акций и пикетов протеста, про которые неоднократно сообщало ИА REGNUM, активисты из интернет-сообщества "Русский язык в школах Татарстана" и Казанского общества русской культуры (КОРК) решили провести митинг, на который пришло более 200 человек. Однако в тот же день и в то же самое время татарскими националистами из Союза татарской молодежи "Азатлык и ВТОЦ был заявлен пикет "В защиту татарского языка", превращенный организаторами в митинг со скандированием антироссийских и националистических лозунгов. Его участники выступили как защитники образовательной политики в Татарстане, критикуя ее лишь за закрытие татарских школ, но требуя сохранить практику обязательного обучения всех детей татарскому языку независимо от национальности.
В итоге утром 16 апреля жители и гости столицы Татарстана могли наблюдать у Казанского кремля уникальную картину, когда на одной улице на расстоянии в 200 метров друг от друга шли две акции протеста: одни были возмущены проблемой фактического запрета на изучение русского языка как родного - в том же объеме, как в других регионах России, другие тем, что кто-то в Татарстане осмелился публично высказать возмущение по этому поводу.
Более того, нужно отметить, если на митинге в защиту русского языка присутствовали как русскоязычные жители, так и татары, то на "пикет против митинга" явились исключительно татарские националисты, а точнее национал-сепаратисты - для поддержки своих молодых единомышленников был приглашен лидер ТОЦ из Набережных Челнов
Найти рациональные требования, за исключением призывов прекратить закрытие татарских школ под предлогом оптимизации, на митинге СТМ "Азатлык" было сложно. Сама акция была организована с явным желанием "показать русским и татарам-манкуртам", что "русский шовинизм не пройдет". Однако дальше желания дело не пошло, а своей цели "азатлыковцы" не достигли. Во-первых, на митинг КОРК собралось раз в пять больше народу (200 человек как минимум, "азатлыковцы" смогли собрать около 40), часть собравшихся были татары, на своих детях ощутившие результат татарстанской политики в сфере образования.
Во-вторых, никаких серьезных аргументов против требований митингующих "В защиту русского языка" привести татарские национал-радикалы не смогли, кроме того, что татарский язык в Татарстане - это государственный язык наравне с русским, и потому его преподавание в школах "должно носить обязательный характер для всех".
При этом "азатлыковцами", постоянно критикующими Россию за "ее колониальную политику", полностью игнорируется опыт зарубежных стран: ни в Израиле с его ивритом и арабским, ни в Финляндии с ее финским и шведским государственными языками, ни даже в Швейцарии с ее официальным четырехязычием не заставляют граждан обязательно учить все языки.
Единственный разумный довод, который могли дать в поддержку политики Министерства образования и науки Татарстана татарские националисты, это то, что "знание нескольких языков лучше". Однако при этом из виду упускается два момента: качество знания языка (лучше знать один язык хорошо, чем два плохо) и практическая нужность татарского, который является, фактически, только языком внутриэтнического общения. Хотят татарские националисты этого или нет, но разница между русским и татарским языками заключается в том, что татарский язык - это язык одного народа, а русский язык - это язык российской цивилизации и межнационального общения. Без знания татарского языка можно жить и работать в Татарстане, а вот без знания русского языка, увы, не получится не только в России, но и в самом Татарстане. Это является объективным фактом, а не потому, что кто-то так хочет.
И все же возникает вопрос: почему даже некая здравомыслящая часть национально ориентированной татарской общественности с таким упорством выступает за сохранение обязательного преподавания татарского языка в школах республики?
На митинге "В защиту русского языка" было значительное количество татар (мне лично показалось, что их было не меньше половины). Сейчас уже многие татарские родители, особенно из числа городских татар руководствуются принципом: "татарскому языку мы своего ребенка как-нибудь дома обучим, а вот в школе пусть он хорошо учит русский". Они понимают, что русский или иностранный языки, да другие дисциплины, преподавание которых страдает в Татарстане на нынешнем этапе, гораздо важнее в будущей жизни, чем татарский. Именно этого, вероятно, и боятся татарские националисты - их не устраивает такой рациональный подход.
Но в том, что татары, особенно из числа городских, не захотят обучать татарскому языку своих детей в школах, виноваты совсем не русские жители Татарстана, а сами татары. Почему же должны страдать русские родители, которые видят, что за десять лет обучения в школе по-татарски их дети так и не заговорили, а вот знание по русскому языку значительно упало? Это особенно видно, когда на отделения русской филологии в вузах Татарстана местные абитуриенты не могут поступить именно потому, что имеют низкое по сравнению с абитуриентами из других регионов количество баллов ЕГЭ по русскому языку.
К тому же агрессивность татарских национал-сепаратистов, часто переходящая в откровенную русофобию, совершенно не нравится рядовым татарам, - об этом я могу свидетельствовать сам. Однако позиция таких татар нашим националистам не нравится, она их не устраивает и озлобляет. В этой связи показательно то, как вели себя митингующие "азатлыковцы" на последнем так называемом пикете: как только они увидели автора этих строк, начались откровенно хамские заявления. Атмосфера стала накаляться, посыпались грубые выкрики личного характера. Правда, сами организаторы лидер СТМ "Азатлык" Наиль Набиуллин и даже Рафис Кашапов ничего подобного себе не позволяли, а наоборот, были рады появлению журналистов (поскольку очень заинтересованы в освещении своего мероприятия, о котором местные СМИ предпочли вообще не рассказывать), но так и не прекратили ругань своих сподвижников. Милиция же вообще наблюдала за этим безучастно и никак не препятствовала организаторам несанкционированного митинга.
Зато часть татарских националистов попыталась помешать проведению митинга КОРК, отправившись к митингующим и начав провоцировать их на конфликт различными заявлениями. К чести участников митинга "В защиту русского языка" никто на эти провокации не поддался и, к счастью, дело до физических столкновений не дошло. Выступить на митинге "В защиту русского языка" активно рвался старый татарский националист Заки Зайнуллин, взгляды которого пронизаны откровенной русофобией. В частности, общественности известны его высказывания о том, что "из русского языка он знает только мат", а "русская культура - это только водка" и т.д.
Вероятно, и тут Зайнуллин хотел объяснить общественности, почему надо обучать татарскому языку всех детей поголовно, а возможно, - обвинить руководство России в имперском шовинизме, как это уже бывало не раз. Однако председатель КОРК Михаил Щеглов, прежде чем дать слово, обратился к участникам митинга и напомнил о прежних заявлениях лидера националистов. В результате толпа ответила свистом и дружным улюлюканьем, тем самым показав, что думают о таких "инженерах человеческих душ" как русские, так и татары. Озлобленные сторонники Зайнуллина под скандирование лозунга "Татарстан - часть России" покинули мероприятие с позором.
Таким образом, на митинге была наглядно продемонстрирована российская гражданская идентичность, которая, несмотря на почти двадцатилетние усилия националистов, в том числе - в руководстве Татарстана, каким-то образом все же сформировалась в этой республике. И здесь следует особо отметить, что главным фактором ее формирования стал именно русский язык.
Раис Сулейманов - директор Казанского центра региональных и этнорелигиозных исследований