Жанна Крикорова: Никакого "кипрского коня" в Карабах не запускали

Ереван, 16 Апреля 2011, 10:01 — REGNUM  Директор карабахской НПО "Центр международного сотрудничества" Жанна Крикорова направила в редакцию ИА REGNUM ответ на опубликованную 12 апреля статью аналитика Геворка Саркисяна "Великобритания пытается запустить "кипрского коня" в процесс карабахского урегулирования". Ниже представлен текст письма Крикоровой.

"Любые выводы могут быть правомерными, когда анализ основывается на весомых аргументах и реальных фактах. Являясь консультантом "Международной тревоги" (International Alert) в данном проекте по работе с масс-медиа и будучи гораздо более осведомленной о сути и структуре проекта, считаю необходимым прокомментировать данную статью.

Во-первых, еще раз хочу обратить внимание на название проекта: "Опыт миротворчества и мирного сосуществования после вооруженного конфликта". О чем идет речь? О политическом урегулировании конфликтов? О политических моделях, которые были внедрены и сегодня работают? Конечно, нет. Речь идет о том, что в мире есть много неурегулированных этно-политических, политико-правовых конфликтов, которые пока не нашли приемлемую модель разрешения, но там не СТРЕЛЯЮТ, там идет ДИАЛОГ, там находят какие-то формы сотрудничества, которые снижают риск возобновления вооруженных столкновений и создают условия для спокойного, взвешенного поиска мирного решения. Насколько у них это получается и получается ли? Если не получается, то почему? Что мешает? А если есть какие-то достижения, то как они к этому приходят? Вот тот круг вопросов, которые и составляют идею и суть данного проекта. Более того, эти идеи выдвигаются не "Международной тревогой", а нами. Нам, тем людям в регионе, которые много лет работают в сфере миротворчества, и которые каждый год отмечают для себя, что работать становится сложнее, а результата мы практически не видим, важно знать о мировом практическом опыте такой деятельности.

Да, очень часто бывает так, что изначальная идея трансформируется, смещаются акценты, в гражданские процессы врывается политическая составляющая. Наша задача - сохранять в проекте изначальную идею и не допускать его политизации.

Во-вторых: автор делает выводы о том, что данное мероприятие направлено на внедрение кипрской модели в процесс карабахского урегулирования. По его мнению, такой вывод оправдан потому, что выступающие говорили о схожести Карабахского и Кипрского конфликтов.

То, что никакого внедрения никакой модели не было, нет и не будет, и так понятно. Проект не имеет таких целей, потому как изначально запланировано изучение и знакомство с конфликтами на Балканах, в Тихоокеанском регионе (Индонезия, Филиппины, Восточный Тимор), в Северной Ирландии, представители которой должны были приехать вместе с киприотами, но по техническим причинам (как разъяснили в International Alert), они не смогли посетить НКР. Теперь у меня вопрос: если завтра в Карабах приедут косовцы, аналитики будут писать, что Британия внедряет в Карабахе косовскую модель? Какая странная Британия: то она примеряет на нас Кипр, то Косово, то Восточный Тимор. Кстати, отмечу, что конфликты для изучения мы тоже выбирали сами.

Теперь о схожести конфликтов... Я была на всех мероприятиях, прошедших в Степанакерте и Мартуни. Никто из гостей этого не говорил. Когда было сказано, что в Карабахе сейчас ситуация, которая напоминает им кипрскую 20 лет назад, речь шла о контексте, об атмосфере: у нас продолжают гибнуть люди, на линии соприкосновения не прекращается стрельба и диверсии, безумная информационная война.... И такие "схожести", действительно, есть между любыми подобными конфликтами.

Г-н Саркисян на этих "круглых столах" не был и основывался только на одном предложении, содержащемся в одном из репортажей. Мне кажется для того, чтобы делать такие глобальные выводы, такой "фактуры" более чем маловато.

Необходимо отметить, что политические вопросы, конечно, поднимались во время встреч. Гости говорили о политическом контексте, совершенно не скрывая существующих противоречий, и карабахцы, особенно молодежь, поднимали острые вопросы, и надо сказать, продемонстрировали хорошее знание кипрского конфликта. Только что в этом плохого и вредного?! С момента возникновения карабахского конфликта наши переговорщики, мидовцы занимались тщательным изучением конфликтов, имеющих место в мире. Написаны сотни статей, справок, сравнительных анализов. А как иначе отслеживать и анализировать политические процессы в мире? Как понимать интересы внешних акторов, как фиксировать двойные, тройные и иные стандарты? Как ориентироваться в разных вариантах использования международного права? Что делать, если наши общества интересуют именно такие вопросы?

И когда возникает возможность получить ответы на важные для нас вопросы непосредственно, из первых рук, от людей, которые знают ситуацию изнутри страны, своих обществ, своей жизни, мы вдруг пытаемся разглядеть в этом очередной мировой заговор.

Да, чрезвычайно важно к любым инициативам относиться осознанно, просчитывать и учитывать соотношение полезности и неполезности, но многие вещи определяются уже в процессе работы, и дальнейшее планирование должно строится с учетом всех обстоятельств.

Да, это недоработка International Alert, что МИД Азербайджана выступил с каким-то непонятным протестом. Да, это недоработка Alert, что британцы и ирландцы не смогли приехать в Карабах в назначенные сроки, они просили изменить их, но это не устраивало уже нас. Да, структура проекта не доработана и нуждается в определенной трансформации для того, чтобы максимально отвечать заложенной в проекте идее. И эти вопросы обсуждаются и будут обсуждаться. Так или иначе, но "троянский конь" здесь не при чем.

В заключение хочу разъяснить, что организации (Общественный Совет по внешней политике и Институт народной дипломатии), упомянутые в статье как партнеры Alert в Карабахе, не имеют к этому проекту никакого отношения. В данном проекте Alert работает с конкретными консультантами, персонами, и в Баку, и в Ереване, и в Степанакерте, а не с НПО. И сам Alert, как неправительственная организация, может осуществлять только функции организатора и посредника в гражданском процессе. И никаких собственных политических лейтмотивов у таких организаций быть не может, и не потому, что я сомневаюсь в наличии у них политического мандата со стороны доноров (в данном случае - от Евросоюза), в конце концов политическое урегулирование закреплено за Минской группой ОБСЕ, а потому что мы сами, представители гражданского общества, категорически против калькирования политических проектов на гражданский уровень. И любая идея с намеком на политизированность всегда будет провалена. Такой опыт у нас есть, и если где-то в мире возникают подобные ситуации, мы тоже готовы поделиться собственным опытом.

В последний вечер, перед отъездом киприотов из Карабаха, одна из членов кипрской группы сказала: "Когда вы урегулируете карабахский конфликт, приезжайте к нам и расскажите, как вы это сделали".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
08.12.16
В Молдавии установят бюст короля «Великой Румынии»
NB!
08.12.16
Япония должна признать итоги войны
NB!
08.12.16
Последняя игра ЦСКА под руководством Слуцкого — провал
NB!
08.12.16
Жадность фраера погубит: похоронят ли Порошенко откровения его соратника?
NB!
07.12.16
«Меркель будет решать проблему, которую сама же и создала»
NB!
07.12.16
Guardian: «Ради сделки с Россией по Сирии Трамп принесет Украину в жертву»
NB!
07.12.16
«Заморозка» накопительной части пенсии на три года прошла II чтение Госдумы
NB!
07.12.16
Восстанавливаются пенсионные права осужденных и реабилитированных граждан
NB!
07.12.16
Приостановка компенсаций советских вкладов Сбербанка продлевается
NB!
07.12.16
«Севастополь ждет от нового губернатора решения социальных проблем»
NB!
07.12.16
Госдума повысила МРОТ на 300 рублей
NB!
07.12.16
Законопроект о фонде долевого строительства внесен в Госдуму
NB!
07.12.16
Госдума устанавливает единый порядок индексации соцвыплат с 2018 года
NB!
07.12.16
В Ингушетии задержаны сотрудники Центра по противодействию экстремизму
NB!
07.12.16
Радио REGNUM: второй выпуск за 7 декабря
NB!
07.12.16
Министр — екатеринбуржцам: Скинемся на метро
NB!
07.12.16
Киев пытается уйти от обсуждения политической повестки — Грызлов
NB!
07.12.16
Проект федерального бюджета на 2017-2019 годы прошел II чтение Госдумы
NB!
07.12.16
«Теневой» мусор Подмосковья: сколько теряет область на криминальных схемах?
NB!
07.12.16
Ирландский суд снял арест со счетов Ходорковского на €100 млн
NB!
07.12.16
Песков: Путин лично принял решение о сокращении нефтедобычи
NB!
07.12.16
AC: Борьба США с терроризмом — полностью неэффективна