Проект скоростной железнодорожной линии Рига - Москва не носит политического характера, но имеет экономическую основу - растущий оборот грузов и пассажиров, заявил после встречи с министром экономики, сопредседателем Латвийско-Российской межправительственной комиссии Артисом Кампарсом ("Единство") министр транспорта РФ Игорь Левитин. Об этом сегодня, 7 апреля, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Пропускная способность действующего железнодорожного сообщения между Латвией и Россией практически исчерпана, тогда как поток грузов продолжает расти и уже превышает возможности ж/д транспорта, подчеркнул Левитин. По его словам, визит президента Латвии в Москву в декабре прошлого года дал новый толчок развитию экономических отношений между двумя странами. "Мы перешагнули на качественно новый уровень сотрудничества", - подчеркнул российский министр.

В качестве подтверждения он привел цифры, согласно которым товарооборот между Латвией и Россией в 2010 году на 42% превзошел показатель 2009 года, составив 6,4 млрд долларов. При этом Левитин указал на наличие значительного потенциала для дальнейшей работы и целого ряда проектов новых соглашений, которые облегчат работу бизнеса двух стран. По словам Левитина, в ходе сегодняшних переговоров сторонам удалось договориться по целому ряду вопросов.

Говоря о проекте скоростной железнодорожной ветки Рига - Москва, Левитин сообщил, что компаниям "Российские железные дороги" и Latvijas dzelzceļš поручено просчитать различные варианты создания скоростного ж/д коридора. "Существуют несколько вариантов. После того как мы получим стоимость каждого из них, мы будем принимать конкретное решение", - сказал министр, добавив, что стороны видят потенциал в развитии этого проекта.

Сейчас он находится на стадии технической экспертизы, прорабатываются детали, подтвердил в свою очередь Кампарс. По его словам, в одиночку латвийская сторона финансировать этот проект не сможет, поэтому говорить о конкретной модели и объеме финансирования слишком рано.

Говоря о соотношении этого проекта с проектом соединения единым ж/д сообщением столицы прибалтийских республик с Варшавой (Rail Baltic), Кампарс подчеркнул, что они развиваются параллельно: наряду с развитием транспортного коридора Варшава - Вильнюс - Рига - Таллин рассматривается проект транспортного коридора в другом направлении, и "путать две эти дискуссии между собой не следует".

Со своей стороны, Левитин пояснил, что проект скоростной ветки Рига - Москва принадлежит к числу тех, что строятся на основе инвестиций, привлекаемых его участниками. "Это не значит, что Россия и Латвия будут вкладывать свои деньги. Инвесторам может быть интересно принять долевое участие в таком строительстве. Подобный опыт имеется: Хельсинки - Санкт-Петербург. Мы надеемся, что после получения экономического обоснования проекта частные компании смогут принять участие в его реализации на основе государственно-частного партнерства. Главное - это грузопоток на данном направлении. Если он есть, бизнес будет участвовать, а мы видим, что он есть. Так надо к этому относиться", - сказал в заключение Левитин.

Ранее прошла встреча Левитина с министром сообщения Латвии Улдисом Аугулисом, в ходе которой российский министр указал, что в связи с планируемым вступлением России во Всемирную торговую организацию необходимо выровнять железнодорожные тарифы по направлению в российские и иностранные порты, и этот процесс будет завершен до конца года. Стороны договорились о создании рабочей группы по решению проблемы очередей грузовых автомобилей на границе. Обсуждалось также улучшение инфраструктуры автодорог. В свою очередь, Аугулис вновь подчеркнул, что проекты скоростной дороги Рига-Москва и Rail Baltica равноценны и дополняют, а не исключают друг друга.

Как сообщало ИА REGNUM, 6 - 7 апреля в Риге с рабочим визитом находится министр транспорта РФ, сопредседатель Латвийско-Российской межправительственной комиссии Игорь Левитин. Цель его визита - согласовать повестку дня, предстоящей в июне очередного заседания Межправкомиссии.