В Латвии вновь разгорелась борьба между латышскими и русскими радикальными силами. На этот раз обе стороны пытаются изменить языковой вопрос Конституции. Одни требуют, чтобы финансируемые государством русские школы со следующего года полностью перешли на обучение только на латышском языке. Вторые хотят добиться, чтобы русский язык официально стал вторым государственным языком в Латвии. До лета это грозит вылиться в два референдума. Борьба обеих национальных сил в денежном эквиваленте может обойтись примерно в 7 миллионов евро из бюджета.

В настоящее время есть вероятность, что со своими национально чувствительными проектами до представления в Сейм дойдут оба лагеря - и те, кто хочет укрепить позиции латышского языка, и те, кто борется за более широкие права русского языка в Латвии.

Русский проект поддерживают такие известные в Латвии персонажи, как Евгений Осипов и Владимир Линдерман. Также поддержку выражает организация "Единая Латвия" и некоторые известные латвийские предприниматели. Во вновь поднятой проблеме языка они винят Visu Latvijai!, которая начала кампанию по сбору подписей о том, чтобы с 1 сентября следующего года все бюджетные школы проводили обучение только на латышском языке. Хотя такую реформу по существу уже обеспечивает нынешний Закон об образовании, но следует перестраховаться и внести это в Конституцию, чтобы в случае, если в парламенте увеличится влияние "Центра согласия", латышский язык был бы защищен.

"Мы полностью убеждены в правильности этой нормы - что государство не должно напрасно тратить свои средства, как обучая людей в чужих странах, так и обучая людей на иностранных языках. И мы сделаем все возможное, чтобы эта норма была введена как можно скорее", - заявляет сопредседатель партии "Visu Latvijai!" Райвис Дзинтарс.

"Мы назовем вещи своими именами. Что он хочет? Он хочет забрать детей из русских семей!", - высказывает свое мнение председатель движения "13 января" Владимир Линдерман по поводу инициативы Дзинтарса.

Видя, как быстро Visu Latvija! продвигается со своим проектом, команда Линдермана решила изменить нынешний план. На время была отложена идея референдума о правах неграждан - голосовать на муниципальных выборах. Теперь основная борьба будет за язык, что сильнее задевает душу каждого русского.

"До сих пор у меня репутация ужасного террориста в латышской среде. Но я никогда не был за то, чтобы в Латвии были два государственных языка. Потому что у меня, и не только у меня, но у большинства русских жителей была такая надежда, что да - мы ограничим свои требования, свои права, свои интересы. Кое в чем мы можем уступить. Но мы ожидаем, что другая сторона тоже хочет и может ограничить свои амбиции и аппетиты. Но после начала акции Дзинтарса мы поняли, что надо ответить!", - рассказывает о своей позиции Линдерман.

Однако Дзинтарс не чувствует себя виноватым в разжигании межнациональных волнений. Борьба за латышский язык в Латвии до сих пор была основой всей его работы.

"Мы чувствуем, что у этого дела есть поддержка. Мы чувствуем, что это дело, которое от нас ожидают наши избиратели и, следовательно, то, что делают Осипов или Линдерман, для нас не может быть главной точкой отсчета - проводить или не проводить такую акцию. Мы никогда не можем предсказать, как кто-то может воспринять то, что мы празднуем 18 ноября, или то, что мы гордимся тем, что Латвия - независимое государство", - поясняет Дзинтарс.

Сторонники Дзинтарса в "Единстве" и единомышленники Линдермана в "Центре согласия" распространили официальные заявления о том, что не собираются поддерживать оба эти проекта. Это совсем не означает, что избиратели "Единства" думают так же. И, вероятно, в стороне не будет стоять и электорат "ЦС". Это означает, что дело может дойти до двух референдумов. К тому же эти референдумы будут взаимоисключающими - и о том, что страна платит только за образование на латышском языке, и о том, чтобы русский язык получил статус государственного языка.

"По логике, если наши избиратели прагматики, то не может быть ситуации, что проголосуют за оба проекта. Так как в таком случае, на мой взгляд, будет своеобразная ситуация. Я полагаю, что юристы еще поломают над этим голову, я им не завидую", - признался председатель Центрального избирательного комитета Арнис Цимдарс.

Один из тех, кому нужно будет это делать - глава Юридического бюро Сейма. Пока профессиональный интерес вызывают формулировки о присвоении русскому языку статуса государственного в Конституции.

"То, что здесь может стать очень своеобразным - это клятва депутата, что перед Латвией... укреплять ее суверенитет... и как латышский, так и русский языки, как единственные государственные языки... Это будет такая, ну... очень нетипичная клятва, если проект будет принят", - высказывает мнение глава Юридического бюро Сейма Гунар Кусиньш.

В настоящее время до избирательного комитета дошел только проект о латышском языке. А русскую версию обещают подать после 9 мая. Если собранные на первом этапе 10 000 нотариально заверенных подписей будут считаться действительными, то будет объявлен 30-дневный оплачиваемый из государственного бюджета период сбора подписей. Если подпишется одна десятая часть, или 153 тыс. 232 избирателя, то президенту нужно будет передать проект в Сейм. Если Сейм его не примет, или существенно изменит, то пройдет референдум. Сценарии могут быть разными. Однако если дойдет до референдумов, то из бюджета точно будут потрачены около 7 миллионов евро. Чтобы на референдуме добиться внесения поправок в Конституцию, должны проголосовать более половины имеющих право голоса, что практически за пределами возможного, считает Кусиньш.

"Прошлый опыт показывает: если референдум проходит одновременно с выборами - парламентскими или муниципальными, то оба эти мероприятия вместе могут создать необходимый кворум и тогда есть большие шансы на большинство голосов. Если референдум проводится отдельно, то, к сожалению, практика в Латвии такова, что часто кворум не собирается. Не то чтобы нет необходимого большинства голосов, но не собирается кворум, чтобы было легитимное решение", - сообщил Кусиньш.