Главное контрольное управление Президента РФ обнародовало отчет о своей работе за первое полугодие 2003 г. В частности ГКУ совместно с работниками аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в Приволжском и Северо-Западном федеральных округах проверена деятельность Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу по обеспечению проведения единой государственной политики в области строительства.

Материалы проверки показывают, говорится в документе, что Госстроем России не в полной мере реализуются возложенные на него основные задачи. Не формируется стратегия развития строительной отрасли. Не обеспечена на должном уровне взаимосвязь с региональными структурами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам строительства. Не разработаны основные положения системы расселения, инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.

Госстрой России, являясь государственным заказчиком и координатором ряда федеральных целевых программ, не обеспечивает их выполнение. Из 9 пунктов перечня основных мероприятий по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, завершение которых предусматривалось в 2002 году, не выполнено семь.

Некачественно осуществлена подготовка проектов, финансируемых с привлечением средств займа Европейского банка реконструкции и развития и Международного банка реконструкции и развития. Выбор городов для участия в проектах "Городское теплоснабжение" и "Городское водоснабжение и канализация" был проведен без должного анализа их экономического положения. В результате к участию был допущен ряд городов, имеющих задолженность перед федеральным бюджетом, что не позволило им получить гарантии Минфина России для подписания соглашений о субзаймах. Это сдерживает вступление Соглашения с МБРР в силу. На начало марта т.г. оставались неподписанными 11 из 22 договоров о субзаймах на сумму 27,25 млн. долларов США, или 34,6%, по проекту "Городское теплоснабжение" и 102,8 млн. долларов, или 89,2%, по проекту "Городское водоснабжение и канализация".

Из-за существенного отставания от графиков использования 400 млн. долларов заемных средств, первоначально выделенных на жилищный проект, сумма займа была сокращена до 214,3 млн. долларов. Несвоевременное освоение средств займа привело к тому, что из федерального бюджета в пользу МБРР должны быть дополнительно выплачены комиссионные в размере свыше 480 тыс. долларов.

Негативно сказывается на развитии субъектов Российской Федерации отсутствие новой Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации, предусмотренной к разработке Градостроительным кодексом Российской Федерации и определяющей основные направления федеральной государственной политики в области строительства.

Неудовлетворительно организована работа по совершенствованию экономических методов управления и сметного нормирования в строительстве, промышленности строительных материалов. За последнее время в строительной отрасли изменились условия инвестирования, появились новые проектные решения, технологии, материалы, машины и оборудование, однако для расчета стоимости работ применяются сметно-нормативные документы, принятые еще Госстроем СССР.

В последние годы утрачена управляемость органами архитектурно-строительного надзора в субъектах Российской Федерации. При этом работа над проектом закона "О государственном архитектурно-строительном надзоре в Российской Федерации" прекращена еще в 1999 году после принятия его Государственной Думой в первом чтении.

Госстроем России не в полной мере обеспечивается выполнение Федерального закона "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд". За последние три года из 145 конкурсов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ 130 были закрытыми и проведены без согласования с Минэкономразвития России.

Госстрою России не удалось добиться безусловного выполнения действующего законодательства в части нормативного и организационного обеспечения повышения эффективности управления подведомственными предприятиями.

В нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2000 №104 до настоящего времени не приведены в соответствие с примерным уставом федерального государственного унитарного предприятия уставы половины ФГУП, подведомственных Госстрою России, в то время как эту работу намечалось завершить еще в 2000 году.

О результатах проверки доложено руководителю Администрации Президента Российской Федерации Александру Волошину, информация направлена председателю правительства Российской Федерации Михаилу Касьянову для рассмотрения и принятия мер. Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 г. Госстроем России разработан план мероприятий по устранению недостатков, отмеченных в информации ГКУ. Правительство Российской Федерации рассмотрело указанный план и 30 мая 2003 г. поручило Госстрою России обеспечить выполнение принятых решений и проинформировать Главное контрольное управление Президента Российской Федерации по результатам работы в 2003 году.