Президент РФ Медведев предложил дать Минэкономразвития полномочия отменять те нормативные акты, которые препятствуют развитию делового климата, это абсолютно верно, поскольку нынешний механизм регулирующего воздействия не имеет окончания. Об этом ИА REGNUM заявил президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, комментируя данные Медведевым на заседания комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики 30 марта в Магнитогорске поручения по улучшению инвестиционного климата России.

"Все нормативные акты, затрагивающие интересы бизнеса по перечню вопросов, которые в прошлом году установило правительство, подлежат оценке регулирующего воздействия, то есть воздействия на бизнес. Минэкономразвития, получая проект на согласование, согласовывает его с бизнес-объединениями, в частности, с РСПП. Мы готовим свои заключения, на их основе и на основе других заключений Минэкономразвития готовит свою позицию, но права вето на проекты, ухудшающие позиции бизнеса, у него нет. И президент предложил сделать завершенной такую технологию регулирующего воздействия", - отметил Шохин.

По его словам, "здесь есть над чем еще поработать". "В частности, перечень тех вопросов, которые могут рассматриваться бизнес-сообществом в рамках оценки регулирующего воздействия, сейчас достаточно ограничен. Мы считаем, что его надо расширять, и это тоже предмет нашего диалога с правительством: какие нормативные акты должны проходить процедуру оценки регулирующего воздействия, и по каким вопросам Минэкономразвития имеет право вето на принятие таких актов", - сказал глава РСПП.

Кроме того, отметил Шохин, было бы правильно провести ретроанализ тех актов, которые были приняты в прошлом с точки зрения их воздействия на бизнес и отменить те из них, которые явно наносят ущерб деловому климату и снижают предпринимательскую активность, ведут к оттоку капитала. "Так что инициатива президента очень важна, но не менее важно ее правильно "упаковать" в технологии, которые уже сейчас доказали свою эффективность", - считает президент РСПП. Президент РФ также предложил создать институт инвестиционных уполномоченных в федеральных округах, которые будут следить за состоянием инвестиционного климата. "Это своего рода омбудсмены инвестиционные, которые, кстати, существуют на федеральном уровне. На протяжении последних лет правительство назначало ответственного за интересы инвесторов, но, правда, в основном - иностранных инвесторов. При председателе правительства функционирует совет по иностранным инвестициям, и высокопоставленный чиновник, сейчас это Игорь Шувалов, первый вице-премьер, отвечает за удовлетворение жалоб иностранных инвесторов. Сейчас вопрос ставится шире, и речь идет об инвест-климате в регионах. Этот механизм будет совмещен и с реагированием на жалобы и граждан, и предпринимателей: на плохое реагирование и отсутствие такового, в случае коррупционных технологий при регулировании деятельности инвесторов", - сказал Шохин.

По его мнению, "эти механизмы, безусловно, полезны, но они не закрывают всего поля создания благоприятного инвестиционного климата, поскольку климат зависит от административных барьеров, которые не сводятся только к коррупции". "Административные барьеры могут иметь и другие причины, и другие формы "прикрытия", и другие цели. Просто многие чиновники, упиваясь властью, иногда удовлетворяют и без коррупционных схем свои интересы. Часто административные барьеры, и в регионах в том числе, - это поддержка "своих" компаний, и отсутствие равного доступа к рынкам, к госзаказам, госуслугам, муниципальным услугам и так далее, то есть это неравные условия предпринимательской деятельности. И вот если инвест-представители будут не просто жаловаться на конкретные коррупционные механизмы поведения властей в регионах и федеральных округах, а будут создавать равные условия доступа компаний малых и средних и крупных к тем или иным госуслугам, инвестинционным услугам, к рынкам прежде всего, вот это - результат. Вот это одна из важнейших задач, но она, безусловно, не может подменять деятельность таких структур, как Федеральная антимонопольная служба, другие регуляторы. И мы должны продумать механизм взаимодействия таких омбудсменов с теми органами власти и их представительствами на местах, которым по закону положено этим заниматься", - заключил Шохин.